3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
Выбор методических приемов во многом определяет успех будущей экскурсии.
Предпочтение того или иного методического приема ведения экскурсии зависит:
от наличия зрительных объектов;
их внешнего вида:
степени сохранности объектов;
потенциала в раскрытии подтемы на конкретном объекте.
Например, если объект не сохранился, демонстрируются его фото- или нарисованные изображения; если он сохранился, но в измененном виде, то часто используется прием зрительной реконструкции. При необходимости подчеркнуть размеры объекта уместен прием сравнения. Если нужно представить событие прошлого с привязкой его к конкретному месту, то прибегают к приему локализации событий.
Реализация данного этапа разработки экскурсии требует от экскурсовода хорошей теоретической подготовки и практических навыков.
Составление технологической карты экскурсии — заключительный этап подготовки экскурсии.
Технологическая карта экскурсии — это ее основной документ, в котором излагаются цель, задачи и рекомендации по проведению мероприятия: последовательность и продолжительность демонстрации объектов и наглядных пособий; описание методических приемов показа и рассказа; указания по ведению экскурсии с учетом дифференцированного подхода к группам экскурсантов.
Цель составления технологической карты — обеспечить наиболее эффективное проведение экскурсии.
К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:
обеспечение полного раскрытия темы;
выбор наиболее эффективных методических приемов;
четкость рекомендаций по организационным вопросам;
дифференцированность подхода к обслуживанию экскурсантов;
обязательное соблюдение структуры экскурсии (вступление, основная часть, заключение);
логичность;
рациональное соотношение общего и локального материала;
отражение принципа построения маршрута.
В зависимости от продолжительности экскурсии, общей протяженности маршрута, количества экскурсионных объектов, сложности темы, цели и задач объем технологической карты составляет от 6 до 12 печатных страниц.
На титульном листе технологической карты указываются:
наименование разработчика экскурсии — экскурсионного бюро, туристского предприятия, учебного заведения и др.;
гриф «Утверждаю»;
название экскурсии;
вид экскурсии;
состав экскурсантов;
продолжительность мероприятия;
протяженность маршрута;
автор (составитель).
На втором (после титульного) листе обозначаются:
тема экскурсии;
ее название;
цель;
задачи;
маршрут экскурсии;
общие методические указания (советы экскурсоводу об эффективном использовании методических приемов).
Следующий лист технологической карты — общепринятая схема (ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»), включающая семь граф. Это основная часть документа (табл. 1).
Таблица 1
Схема технологической карты экскурсии
Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута | Места остановок | Объект показа | Продолжи-тельность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
В 6-й графе указываются предпочтительные точки, ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты предоставления информации.
В 7-й графе указываются рекомендации, подсказывающие, как создать определенный эмоционально-психологический настрой у экскурсантов; конкретные методические приемы ведения экскурсии.
Вступление и заключение включаются в схему технологической карты экскурсии, но не распределяются по графам.
В графе «Участки (этапы) перемещения по маршруту» называются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Парным указывается пункт (улица, площадь и др.), где целесообразно озвучить вступление. Следующим – отрезок маршрута, на котором освещается первая подтема экскурсии. Далее перечисляются по порядку участки между другими объектами показа.
«Места остановок» — графа для обозначения точек (площадок) маршрута, где предусмотрены остановки у объекта, выходы группы из транспортного средства или осмотр объекта без выхода.
«Объект показа» — зрительная основа экскурсии. В графе указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты, которые являются предметом показа на остановке, во время проезда к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту. Обзорная (многоплановая) экскурсия предполагает показ от 15 до 20 объектов, тематическая — 6 до 10.
«Продолжительность осмотра» — графа для указания времени, необходимого для а) показа объекта и рассказа о нем, б) самостоятельного осмотра объекта экскурсантами, в) продвижении к следующей остановке экскурсии. Сумма времени, указанная в графе, равна общей продолжительности экскурсии.
«Основное содержание информации» — раскрывает суть каждой подтемы. Наименование подтем должно отражать смысл разделов экскурсии, в каждом из которых рассматривается определенное количество экскурсионных объектов. Основные определяют логичность и последовательность материала подтемы. Количество подтем зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов и от состава группы экскурсантов. В загородных экскурсиях, имеющих обзорный характер, количество подтем достигает 7-10. В тематических экскурсиях их может быть меньше. Следует стремиться к сокращению числа подтем, более тщательно продумывать основные вопросы каждой из них.
«Указания по организации»— записи графы носят рекомендательный характер:
о передвижении экскурсионной группы;
обеспечении безопасности на маршруте;
правилах поведения экскурсантов в сооружениях культового назначения, местах поклонения и др.;
выполнении санитарно-гигиенических требований;
бережном отношении к природе, памятникам культуры.
«Методические указания» — конкретные методические приемы проведения экскурсии (показа, рассказа, особые приемы). Использование тех или иных приемов позволяет достичь цели экскурсии, выполнить ее задачи, раскрыть содержание темы. Методические приемы могут применяться в комплексе, поскольку они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой. Роль методических приемов изменяется в зависимости от темы, цели, содержания экскурсии. Основные и дополнительные приемы могут меняться местами.
В данной графе излагаются также логические переходы, значимые для построения основной части экскурсии, — средства объединения одной подтемы с другой и всех подтем в единое целое.
Заключение о контрольном тексте экскурсии и технологической карте готовит старший методист (если есть методический отдел) или специалист, в обязанности которого входит выполнение данных функций. Документ оценивает:
уровень представления зрительного ряда;
точность характеристики экскурсионных объектов, включенных для раскрытия содержания темы;
выбор маршрута экскурсии;
обоснованность изложения подтем и основных вопросов;
логическую точность переходов;
целесообразность использования методических приемов показа и рассказа;
мотивированность подбора дополнительного иллюстративного материала (портфеля экскурсовода);
выполнение требований к вступлению и заключению экскурсовода.
В зависимости от нормативных требований контрольный (или индивидуальный) текст и технологическая карта могут направляться на рецензию специалистам в музеи, учреждения науки культуры, преподавателям учебных заведений.
Проведение пробной экскурсии экскурсоводом, самостоятельно (или в составе творческой группы) занимавшимся разработкой экскурсии, предполагает присутствие и участие коллег, представителей соответствующих министерств и ведомств, педагогов, научных работников, сотрудников музеев. «Экскурсантам» раздается анкета для анализа экскурсии, вопросы которой охватывают:
а) содержание экскурсии с точки зрения соответствия поставленной цели и задачам;
б) соблюдение требований методики и техники проведения экскурсии;
в) рекламу экскурсионных возможностей региона;
г) профессиональное мастерство экскурсовода.
Обсуждение экскурсии проводится по ее окончании. В случае выявления недостатков предлагаются следующие меры по их исправлению:
изменить контрольный (индивидуальный) текст;
тщательнее подобрать объекты;
использовать более эффективные методические приемы;
заменить логические переходы и др.
После исправления организуется повторный прием (сдача) экскурсии.
Если оценка пробной экскурсии положительна, руководитель туристского предприятия издает приказ об утверждении экскурсии и допуске к ее проведению экскурсовода, сдавшего пробную экскурсию. Разрешение другим экскурсоводам проводить экскурсии на данную тему выдается в установленном порядке.
Данная методика подготовки экскурсии представляет сложный процесс, требующий знаний, умений и навыков. Только при наличии грамотных специалистов возможно появление новых тем экскурсий.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода