logo
Технология и организация экскурсионных услуг

3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии

Выбор методических приемов во многом определяет успех будущей экскурсии.

Предпочтение того или иного методического приема ведения экскурсии зависит:

Например, если объект не сохранился, демонстрируются его фото- или нарисованные изображения; если он сохранился, но в измененном виде, то часто используется прием зрительной ре­конструкции. При необходимости подчеркнуть размеры объекта уместен прием сравнения. Если нужно представить событие прошлого с привязкой его к конкретному месту, то прибегают к приему локализации событий.

Реализация данного этапа разработки экскурсии требует от экскурсовода хорошей теоретической подготовки и практических навыков.

Составление технологической карты экскурсии — заключительный этап подготовки экскурсии.

Технологическая карта экскурсии — это ее основной документ, в котором излагаются цель, задачи и рекомендации по проведению мероприятия: последовательность и продолжительность демонстрации объектов и наглядных пособий; описание методических приемов показа и рассказа; указания по ведению экскурсии с учетом дифференцированного подхода к группам экскурсантов.

Цель составления технологической карты — обеспечить наи­более эффективное проведение экскурсии.

К составлению технологической карты предъявляются следующие требования:

В зависимости от продолжительности экскурсии, общей протяженности маршрута, количества экскурсионных объектов, сложности темы, цели и задач объем технологической карты составляет от 6 до 12 печатных страниц.

На титульном листе технологической карты указываются:

На втором (после титульного) листе обозначаются:

Следующий лист технологической карты — общепринятая схема (ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»), включающая семь граф. Это основная часть документа (табл. 1).

Таблица 1

Схема технологической карты экскурсии

Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжи-тельность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

В 6-й графе указываются предпочтительные точки, ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты предоставления информации.

В 7-й графе указываются рекомендации, подсказывающие, как создать определенный эмоционально-психологический настрой у экскурсантов; конкретные методические приемы ведения экскурсии.

Вступление и заключение включаются в схему технологической карты экскурсии, но не распределяются по графам.

В графе «Участки (этапы) перемещения по маршруту» называются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Парным указывается пункт (улица, площадь и др.), где целесообразно озвучить вступление. Следующим – отрезок маршрута, на котором освещается первая подтема экскурсии. Далее перечисляются по порядку участки между другими объектами показа.

«Места остановок» — графа для обозначения точек (площадок) маршрута, где предусмотрены остановки у объекта, выходы группы из транспортного средства или осмотр объекта без выхода.

«Объект показа» — зрительная основа экскурсии. В графе указываются основные и дополнительные экскурсионные объек­ты, которые являются предметом показа на остановке, во время проезда к следующей остановке или при передвижении пешеход­ной группы от объекта к объекту. Обзорная (многоплановая) экс­курсия предполагает показ от 15 до 20 объектов, тематическая — 6 до 10.

«Продолжительность осмотра» — графа для указания времени, необходимого для а) показа объекта и рассказа о нем, б) самостоятельного осмотра объекта экскурсантами, в) продвижении к следующей остановке экскурсии. Сумма времени, указанная в графе, равна общей продолжительности экскурсии.

«Основное содержание информации» — раскрывает суть каждой подтемы. Наименование подтем должно отражать смысл разделов экскурсии, в каждом из которых рассматривается определенное количество экскурсионных объектов. Основные определяют логичность и последовательность материала подтемы. Количество подтем зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов и от состава группы экскурсантов. В загородных экскурсиях, имеющих обзорный характер, количество подтем достигает 7-10. В тематических экскурсиях их может быть меньше. Следует стремиться к сокращению числа подтем, более тщательно продумывать основные вопросы каждой из них.

«Указания по организации»— записи графы носят рекомендательный характер:

«Методические указания» — конкретные методические приемы проведения экскурсии (показа, рассказа, особые приемы). Использование тех или иных приемов позволяет достичь цели экскурсии, выполнить ее задачи, раскрыть содержание темы. Методические приемы могут применяться в комплексе, поскольку они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой. Роль методических приемов изменяется в зависимости от темы, цели, содержания экскурсии. Основные и дополнительные приемы могут меняться местами.

В данной графе излагаются также логические переходы, значимые для построения основной части экскурсии, — средства объединения одной подтемы с другой и всех подтем в единое целое.

Заключение о контрольном тексте экскурсии и технологической карте готовит старший методист (если есть методический отдел) или специалист, в обязанности которого входит выполнение данных функций. Документ оценивает:

В зависимости от нормативных требований контрольный (или индивидуальный) текст и технологическая карта могут направляться на рецензию специалистам в музеи, учреждения науки культуры, преподавателям учебных заведений.

Проведение пробной экскурсии экскурсоводом, самостоятельно (или в составе творческой группы) занимавшимся разработкой экскурсии, предполагает присутствие и участие коллег, представителей соответствующих министерств и ведомств, педагогов, научных работников, сотрудников музеев. «Экскурсантам» раздается анкета для анализа экскурсии, вопросы которой охватывают:

а) содержание экскурсии с точки зрения соответствия поставленной цели и задачам;

б) соблюдение требований методики и техники проведения экскурсии;

в) рекламу экскурсионных возможностей региона;

г) профессиональное мастерство экскурсовода.

Обсуждение экскурсии проводится по ее окончании. В случае выявления недостатков предлагаются следующие меры по их исправлению:

После исправления организуется повторный прием (сдача) экс­курсии.

Если оценка пробной экскурсии положительна, руководитель туристского предприятия издает приказ об утверждении экс­курсии и допуске к ее проведению экскурсовода, сдавшего проб­ную экскурсию. Разрешение другим экскурсоводам проводить экскурсии на данную тему выдается в установленном порядке.

Данная методика подготовки экскурсии представляет сложный процесс, требующий знаний, умений и навыков. Только при наличии грамотных специалистов возможно появление новых тем экскурсий.