Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
Один из основных классификационных параметров экскурсий — их содержание. В соответствии с содержанием экскурсии делятся на обзорные и тематические. В свою очередь обзорные подразделяются на обзорные одноплановые (искусствоведческие, литератрурные, исторические и т.п.) и обзорные многоплановые, или политемные, экскурсии.
Подготовка обзорной многоплановой экскурсии — весьма сложный процесс. Он включает:
определение цели, задач и основных подтем экскурсии;
объезд города (населенного пункта) для предварительного отбора объектов и составления маршрута экскурсии;
составление списка источников информации (литературные и архивные источники, фонды музеев, материалы отделов рукописей и редких книг библиотек, интервью с учеными – знатоками истории города (края), статистические данные);
изучение материалов;
подготовка иллюстрированного материала;
составление картотеки экскурсионных объектов;
объезд маршрута для уточнения местонахождения объектов и времени для освещения основных подтем экскурсии.
Выбор подтем многоплановой экскурсии обусловлен своеобразием каждого города: особенностями исторического развития и застройки, наличием памятников архитектуры, искусства, богатством национальных обрядов, обычаев, традиций и др. Одна из подтем экскурсии становиться наиболее значимой (ведущей). Например, на экскурсии по Москве ведущими подтемами могут быть:
Боровицкий холм и окружающая его территория в древности.
История московских садов.
Кремлевские сады.
История преображения первоначальной территории Замоскворечья.
Садово-парковый ансамбль бывшей Голицынской больницы.
Зеленая зона юго-запада столицы – Воробьевы горы.
Таким образом, основными подтемами обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) становятся различные аспекты его экономической, научной, культурно-исторической жизни. Маршрут обзорной экскурсии строится на основе разнохарактерных экскурсионных объектов, включая памятники историко-культурного наследия, природы, инженерные сооружения и др.
Обзорные экскурсии аналогичны по структуре, а их обязательные подтемы при включении новых объектов показа могут быть расширены и стать самостоятельными тематическими экскурсиями. В экскурсионном тексте выделяют характерные черты города, оказавшие особое влияние на его историческое развитие. Специфика экскурсионного показа города зависит от его типа (столица, город-герой, областной или районный центр, город — заповедник истории и архитектуры, город-курорт, город (населенный пункт), связанный с жизнью и деятельностью знаменитых людей и т.п.).
Любая экскурсия, в том числе и обзорная многоплановая, так или иначе освещает вопросы и проблемы современной жизни города. Она может полностью сосредоточиваться на показе современных достижений города или включать современный материал частично; акцентироваться на исторических событиях, архитектуре, искусстве, общественных и государственных деятелях минувших эпох и содержать современную оценку прошлого.
По соотношению современного и исторического материала экскурсии дифференцируются на три группы.
Глубокому и всестороннему раскрытию достижений страны во всех областях развития способствуют посещение и осмотр промышленных предприятий и культурно-зрелищных, научных учреждений, современных жилых районов. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы.
В экскурсионных текстах второй группы необходимо соблюдать пропорциональное соотношение исторического и современного материала, раскрывая их взаимосвязь, закономерность исторического развития страны (города).
Экскурсионные тексты третьей группы раскрывают историческое прошлое и способствуют освещению современной действительности. Экскурсовод представляет явления и события минувшего в единстве с настоящим, дает научную оценку историческим фактам в современной интерпретации. В содержании экскурсионного текста должен быть взвешенно распределен локальный и общий материал, а история города (населенного пункта) прослежена в неразрывной связи с историей всего края.
В обзорной экскурсии следует рассматривать: основные объекты, раскрывающие ее тему; дополнительные, главным критерием которых является степень их информационности, а целью — освещение подтемы; подлинные.
Принципы составления маршрута следующие:
географический — ознакомление экскурсантов с определенной частью города (местности) во всех аспектах (топографическом, историко-культурном, архитектурном);
хронологический — от первого летописного упоминания до сегодняшних дней;
тематический.
На практике они взаимодействуют, обеспечивая последовательный показ объектов с раскрытием всех намеченных подтем и логичным изложением их содержания.
Отдельные памятники на маршруте привлекают внимание экскурсантов, хотя не имеют отношения к теме. Экскурсоводу целесообразно дать о них справку, удовлетворив любознательность экскурсантов, и продолжать показ объектов согласно технологической карте экскурсии.
Многоплановый характер объектов обзорной экскурсии отражается на объеме и тематике комплекта наглядных пособий (портфеля экскурсовода), который должен отвечать различным подтемам.
В обзорной многоплановой экскурсии посещение музеев или других культурно-просветительных учреждений предусматривается еще на стадии ее разработки для определения возможных подтем. В основном планируется посещение многоплановых экспозиций музеев — археологических, этнографических, мемориальных, художественных и др. Время обзорной экскурсии по экспозиции музея составляет от 15 до 40 мин, что меньше, чем требует проведение музейных экскурсий.
Политемный характер обзорной экскурсии обязывает экскурсовода делать сложные логические (неформальные) переходы, связывая памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое. При этом должна учитываться ведущая подтема. Например, при показе исторических памятников дается их исторический анализ и присутствуют только отдельные элементы искусствоведческого, а в искусствоведческой экскурсии изводится искусствоведческий анализ. Конструктивные (формальные) переходы свидетельствуют о недостаточной отработанности темы.
Методические приемы показа, рассказа и особые приемы ведения обзорных экскурсий весьма разнообразны. Чаще используются предварительный осмотр, экскурсионный анализ (архитектурный, исторический, естественнонаучный), реже — приемы зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии должны преобладать подлинные объекты), сравнение (по сходству и различию, в том числе с другими широко известными экскурсантам объектами), показ из окон автобуса по ходу движения. Из методических приемов рассказа преимущественно применяются экскурсионная справка, описание объектов, цитирование. Используются также объяснение, комментирование и литературный монтаж.
Такие особые приемы, как элементы ритуала, движение (во время выходов из транспортного средства для осмотра основных объектов, вдоль и вокруг объекта, заход внутрь) позволяют детально провести экскурсионный анализ объектов показа.
Структура экскурсии типична: вступление, основная часть (освещение подтем экскурсии), заключение. Чтобы вести экскурсию высокой категории сложности, экскурсоводу необходимы разносторонние знания и виртуозное владение методическими приемами и техникой ее проведения.
Как отмечалось ранее, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей (например, в теме «Город-герой Ленинград» обязательно поднимается подтема подвига народа в годы Великой Отечественной войны. При создании обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) предпочтение отдается подтемам, раскрывающим его характерные черты, историю возникновения, особенности планировки и архитектуры, культурного и национального своеобразия и др.
Политемный характер экскурсии привлекает экскурсантов возможностью за 3-4 академических часа получить целостное представление об определенном населенном пункте, его достопримечательностях, этапах развития, особенностях архитектурного облика, познакомиться с историческими местами и современными памятниками. Поэтому обзорные экскурсии — самые посещаемые — проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Экскурсионные тексты и технологические карты для них составляются с учетом специфики экскурсионных групп по различный параметрам. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке (организуются прием, прослушивание и реклама экскурсии).
Обзорные политемные экскурсии можно успешно использовать для рекламы других экскурсий, по ходу раскрытия подтем приглашая экскурсантов посетить экскурсии по интересующей их тематике для более глубокого знакомства с определенными историческими реалиями или персонажами.
Следует отметить, что обзорная многоплановая экскурсия включает и элементы краеведения. Путешествие по какому-либо населенному пункту, подготовленное на местном материале, знакомит экскурсантов с его географическим положением, природным богатством, историей. Это требует от экскурсовода изучения определенной локальной территории страны. Экскурсия, построенная на краеведческом материале, направлена на воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, его прошлому и настоящему, поэтому локальность материала — ее важнейшее условие.
Краеведческий материал обзорных многоплановых экскурсий включает сведения о топонимике (исторически сложившихся названиях) рек, улиц, площадей, а также факты, связанные с прославленными людьми данного края. Фактический материал собирают в архивах, местных музеях (включая краеведческие, школьные, музеи трудовой славы и т.п.), публикациях о результатах поиска краеведов. Изучается краеведческая, мемуарная, эпистолярная, художественная литература, в которой нашли отражение описания историко-культурного наследия края. Если город (населенный пункт) имеет свой герб, что весьма характерно для России, рассказ о его символике с показом герба необходимо включить в экскурсию.
Экскурсионные объекты отбираются с учетом их краеведческой значимости: с каким событием или известным в крае человеком связаны, почему находятся на данной территории, что собой представляют в историческом, архитектурном или художественном отношении. При показе объектов определенных участков местности раскрываются их особенности и характерные черты, связь с важными для данной территории событиями. В экскурсии используются методические приемы локализации места событий, реконструкции объекта и событий, демонстрации наглядных пособий и др. В рассказе экскурсовода даются характеристики объектов, а события из истории края описываются с использованием цитат из документов, воспоминаний и других источников. Как особые методические приемы рекомендуются встречи со знаменитыми людьми или их потомками. Использование данных рекомендаций сделает более яркой картину определенной географической области страны, конкретного города, селка и т.п.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода