15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
Наращивание объема оказываемых экскурсионных услуг требует от туристских предприятий изыскания новых резервов. В качестве перспективных мер в настоящее время могут быть:
♦ разработка новых тем экскурсий;
♦ включение в маршрут экскурсии новых экскурсионных объектов;
♦ использование различных видов транспорта;
♦ освоение новых форм экскурсионного обслуживания населения;
повышение качества экскурсионного обслуживания;
организация новых маршрутов.
Общая продолжительность экскурсий различных видов определяется утвержденными технологическими картами и указывается в астрономических часах, а время, отводимое экскурсоводу на проведение экскурсии, — в академических часах. В общую продолжительность экскурсии не включается время пробега автобуса к месту начала экскурсии.
Разработка новых тем экскурсии требует дополнительных организационных действий: привлечения к работе новых кадров, поиска дополнительных экскурсионных объектов, увеличения транспортного парка для доставки экскурсантов. Как следствие возрастает объем экскурсионных услуг.
Основой для разработки свежей экскурсионной темы служит включение в осмотр новых экскурсионных объектов — памятников истории, археологии, архитектуры. Экскурсионным учреждениям целесообразно тщательно изучать «Своды памятников» (кадастр) и паспорта (карточки) объектов.
Использование различных видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, микроавтобус, метро, электричка и др.) значительно расширяет объемы экскурсионного обслуживания. Хорошая организация работы данных видов транспорта в современных условиях позволяет привлекать большое количество участков экскурсий.
Новыми формами экскурсионного обслуживания населения являются создаваемые в настоящее время музейно-производственные комплексы, деятельность которых обеспечивает проведение таких видов экскурсий, как экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-пикник, учебная экскурсия.
Не зря говорят: «Новое — это хорошо забытое старое». Возвращение таких форм, как экскурсионное обслуживание участников праздников по профессиям (корпоративные мероприятия), экскурсионное обслуживание свадеб, работа с неорганизованными участниками (на вокзалах, площадях, в парках и городских садах), обслуживание в вечернее время, оказание экскурсионных услуг в гостиницах как организованным группам,так и индивидуально, должно поднять экскурсионную деятельность на новый уровень.
Существуют и другие возможности оптимизации экскурсионной работы.
Многовариантностъ экскурсионной программы — экскурсионное обслуживание с элементами анимации в гостиницах, пансионатах, на туристских базах, предоставление туристам права выбора темы экскурсии.
Экурсионные циклы уже популярны среди населения. Экскурсионными учреждениями проводятся циклы следующих видов:
общеобразовательный (из разных тем);
♦ тематический (исторический, литературный, архитектурно-градостроительный, религиозный и т.д.);
♦ для определенной группы участников.
При реализации цикла экскурсий уместно использовать экскурсионный абонемент, который не является финансовым документом, а носит рекламно-информационный характер.
Создание циклов экскурсий позволяет увеличить охват граждан страны экскурсионными услугами, способствует решению социальных задач, повышению идейного и культурно-познавательного уровня населения. Разработка вариантов циклов экскурсий с учетом возрастных категорий экскурсантов и использование разных форм проведения (пешеходные, транспортные, комбинированные) обеспечивает систематическое увеличение объемов экскурсионных услуг, предоставляемых населению.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода