15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
Эффективность экскурсионной деятельности находится в прямой зависимости от качества организации и проведения всегс комплекса экскурсионных мероприятий. Основным является качество проводимых экскурсий, которое в свою очередь зависит от профессионального мастерства экскурсовода.
Изначально слово «экскурсовод» толковалось как «руководитель экскурсии», в музеях — «сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий пояснения». Современное определение этой профессии расширяет функции экскурсовода: это специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведение экскурсии.
Профессиональному мастерству экскурсоводов уделялось особое внимание на всех этапах развития экскурсионной деятельности. Профессия — это основной род занятий, трудовой деятельности, который требует определенных навыков и знаний. Специальность — понятие более узкое, «видовое» по отношению к профессии. Например, профессиональный педагог по специальности может быть географом, историком, филологом, математиком и т.д. Специалист — это работник, безукоризненно владеющий определенной специальностью. Один и тот же специалист может иметь несколько профессий, в то же время работник, имеющий одну профессию, может работать по двум и более специальностям.
В экскурсионной деятельности такое совмещение не только возможно, но и желательно. На начальном этапе развития отрасли работа экскурсовода не была профессиональной, она рассматривалась как вид любительских занятий и практиковалась в основном педагогами учебных заведений. Но со временем она стала приобретать профессиональные черты.
В начале с 1970-х гг. подход к экскурсии как одной из форм отдыха изменился, в ней увидели немаловажную составляющую культурно-познавательного процесса. Роль экскурсовода неизмеримо усложнилась, а к концу 1980-х гг. он уже рассматривался как основное звено экскурсионной деятельности, пропагандист достижений в разных областях жизни — культуре, науке, экономике и др. На него возложили обязанность содействовать своим мастерством воспитанию у участников экскурсий высоких нравственных идеалов и формированию их эстетического вкуса, способствовать познанию окружающего мира. Так постепенно вырос престиж профессии экскурсовода.
Престиж профессии — это уважительное отношение, которым пользуются и профессия, и специалисты. Престиж профессии экскурсовода связан с уникальностью данного вида деятельности, ее привлекательностью и оригинальностью, присущими ей интеллектуальным характером и значимостью. Именно эти черты являются основанием для высокой социальной оценки деятельности экскурсовода, понимания его роли. Работа экскурсоводa отличается целым рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений.
Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства.
Профессия накладывает свой отпечаток на личность экскурсовода — устойчивость свойств и качеств, обусловленных его многосторонней деятельностью. Как личность экскурсовод должен обладать следующими характерными чертами:
высоким интеллектом;
ответственностью;
активной жизненной позицией;
яркой индивидуальностью;
чувством собственного достоинства.
Основой формирования экскурсовода как личности является развитие его природных способностей, под которыми понимаются индивидуальные особенности личности, определяемые субъективными условиями успешного осуществления конкретного рода деятельности. Общими условиями являются скорость, глубина и прочность овладения профессиональными методами и приемами. В освоении профессии экскурсовода важны следующие способности:
конструктивные;
организаторские;
коммуникативные.
Конструктивные способности находят отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, в доступной форме изложить информацию текста экскурсии, не забывая о дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию.
Организаторские способности выражаются в сочетании экскурсоводческого мастерства с умением управлять экскурсионной группой.
Коммуникативные способности позволяют экскурсоводу обеспечить полное взаимодействие и взаимопонимание со всеми, кто причастен к экскурсии (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.). Способность к общению — одно из необходимых человеческих качеств. Экскурсоводу, легко вступающему в контакт и умеющему расположить к себе слушателей, проще завоевать симпатию экскурсантов. Экскурсия — это творческий процесс, в котором не только уместна, но и необходима образная передача идей, мыслей и чувств, помогающая установлению взаимосвязей и сотрудничества людей. Этой же цели служит воображение.
Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, явление либо событие, удерживая его в сознании, и на этой основе создавать новый образ в неожиданных сочетаниях и связях.
Различают следующие виды воображения:
♦ атлюминация — соединение разъединенных в реальности качеств, свойств, предметов;
гиперболизация — стилистический прием образного преувеличения предмета и его свойств;
заострение — подчеркивание каких-либо признаков предмета;
схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
типизация — художественное обобщение через выделение существенного, повторяющегося в явлениях и воплощение его в конкретном образе.
По степени выраженности воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, активное — это воображение творческое (создает образы, реализуемые в оригинальных продуктах деятельности) и воссоздающее (способствует созданию экскурсантами тех или иных образов, соответствующих описанию экскурсовода).
Для экскурсовода как личности важна убежденность — уверенность в истинности знаний, сообщаемых экскурсантам, целенаправленное стремление убедить их в правильности своих взглядов, действий. Она проявляется в силе чувств, переживаний, устойчивости эмоций, обусловленных темпераментом экскурсовода (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик). В зависимости от типа темперамента поведение человека отличается спокойствием или горячностью, уравновешенностью или вспыльчивостью и т.д. Экскурсовод должен уметь управлять эмоциями, причем не только своими, но и экскурсантов. Общность сопереживания группы говорит о высоком профессиональном мастерстве экскурсовода.
На протяжении всех этапов овладения профессией экскурсовод формируется как личность, приобретая и развивая необходимые качества:
интеллектуальные — гибкость ума, наблюдательность;
золевые — самообладание, решительность, настойчивость;
эмоциональные — чуткость, страстность, сопереживание.
Эффективность экскурсии повышается, если ее проводит человек, которому свойственны радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность.
Индивидуальность экскурсовода подчеркивают присущие ему особенности речи, жесты, мимика, стиль изложения материала, излюбленные приемы и манера ведения экскурсии в целом.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода