Тема 7. Природоведческие экскурсии
Тематические природоведческие экскурсии подразделяются на группы, каждая из которых классифицируется на подгруппы. Различают экскурсии географические, геологические (о недрах Земли), гидрогеологические (о водных ресурсах), ландшафтные (о садах и парках, живописных природных местах) и др. Во всех указанных темах обязательно присутствует подтема, связанная с экологией. Более того, в настоящее время тема «Экология» включена в классификацию экскурсий отдельной строкой.
Экологические экскурсии вызывают все больший интерес у современного общества, что обусловлено теснейшей связью экологии с важнейшими проблемами современности: загрязнением и отравлением среды обитания человека отходами его жизнедеятельности, угрозой истощения природных ресурсов, разрушением естественной взаимосвязи мира природы и мира человека и др. Понимание этих угроз изменило современного человека. Чтобы экологический императив стал определяющим в его сознании, экологию как самостоятельную дисциплину включают в учебные планы многих учебных заведений нашей республики. Углубленному изучению данной дисциплины как нельзя лучше способствуют разработка и проведение экскурсий экологической тематики. Эффективность метода экологического воспитания возрастает благодаря сочетанию теоретических сведений о защите и охране окружающей среды с личным взаимодействием в системе «человек — среда» на экскурсиях, где происходят живое общение с этой средой и ее исследование. У экскурсантов формируется представление о целостности мира и всех его явлений, позволяющее понять учение об эволюции Ч. Дарвина, учение В.И. Вернадского о ноосфере, идеи А.Л. Чижевского и других ученых, а также уяснить смысл их деятельности.
Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направлениям:
экология и человек;
экология воздушного бассейна;
экология водного бассейна;
экология животного и растительного мира.
Проведение экскурсий экологической тематики возможно во многих частях Росси. Например, озеро Байкал. На территории северного Байкала имеется большое число таежных водоемов, расположенных в долине Верхней Ангары. Интересно ледниковое озеро Фролиха, находящееся на северо-востоке Байкала. Одно из самых крупных в Прибайкалье, оно занимает площадь 16,5 кв. км. В нем водится редкий подвид арктического гольца даватчан – единственная красная рыба на Байкале. Губа Аяя окруженная скальными берегами врезается в сушу на 4 км. Вход в бухту «сторожит» подводный риф, который выступает на поверхности метровой скалой. Возможна организация экскурсий по экологическим тропам национальных парков и заповедников страны, на базах отдыха, например «Тропа Бажукова», пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга.
В естественной природной среде объектами экскурсии могут быть леса, рощи, парки, озера, реки, уникальные памятники природы (например, валуны), восход и заход солнца и т.д. Природоведческие экскурсии можно создавать повсеместно — и в городах, и на загородных маршрутах.
Во время природоведческих экскурсий организуются фенологические наблюдения за явлениями живой природы — растительным и животным миром, проводятся практические занятия для учащихся: коллекционирование образцов, подбор материалов для гербария, сбор лекарственных растений и т.д.
Цель природоведческих экскурсий — расширение естественнонаучных знаний, формирование эстетического вкуса, воспитание чувства любви к родному краю и бережного отношения к его экологии, природе, а также организация отдыха. Задачами данного вида экскурсий являются: ознакомление с растительным миром (наиболее типичными, реликтовыми и экзотическими растениями) региона, возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии); знакомство с богатствами и строением недр Земли, наличием, добычей и использованием полезных ископаемых (геологические экскурсии).
В Российской Федерации около 2 млн. озер (наиболее значительные из них: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Таймыр) и 120 тыс. рек (наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш Амур, Лена, Енисей, Волга)— богатый потенциал для создания экскурсий гидрологической тематики с рассказом о значимости водных ресурсов в жизнеобеспечении человека, о богатстве растительного мира и рыбных ресурсов наших водоемов. Попутно экскурсанты познакомятся с основами законодательства по охране вод от загрязнения промышленными отходами и т.п.
В обзорные природоведческие экскурсии включаются разнообразные объекты природы, на примере которых раскрываются особенности географического положения рассматриваемого ареала, его природные условия: рельеф, климат, растительный и животный мир во всем их многообразии. Так, например, обзорные зоологические экскурсии дают возможность ознакомиться с животным миром как в естественных природных условиях (экскурсии в зоосад в Петербурге, Нальчике, Ностове- на –Дону и др.), так и в хозяйстве человека (экскурсия на страусиную ферму в Выборгский р-н Ленинградской области).
Посещение экспозиций музеев также полезно для получения дополнительной информации о животном и растительном мире, природных явлениях. Имеются в виду Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве, Тольяттинский краеведческий музей, музейнй центр «Наследие Чукотки» и другие.
Объектами обзорных географических экскурсий могут быть: целостные ареалы, рассматриваемые в историческом и хозяйственном аспектах с учетом их динамики; ландшафт, его типы; природные ресурсы, их освоение и использование; культура, быт и хозяйственная деятельность определенной территории. Ландшафтные и географические экскурсии познавательной и обучающей направленности, в том числе для школьников, особенно популярны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на «Золотом кольце», богатых живописными местами и садово-парковыми комплексами.
Обзорная экскурсия природоведческой тематики включает ряд подтем, объединенных логическими переходами. Она отражает взаимосвязь явлений в природе, взаимоотношения человека и природы. Обязательной подтемой является охрана природы, в том числе земельных и водных ресурсов, флоры и фауны, а также вопросы экологии.
Основными экскурсионными объектами данного вида экскурсий являются охраняемые природные территории: национальные парки, заповедники, заказники, зеленые зоны городов, курортно-рекреационные зоны и др. Они выполняют важную роль в формировании полноценной среды обитания человека. В условиях тотального наступления урбанизации это зачастую единственные места общения человека с природой.
Охраняемые природные территории разнообразны по величине, режимам охраны природы, выполняемым функциям. Объединяющим признаком является их ценность как природных комплексов, которую необходимо сохранить для будущих поколений.
К особо охраняемым природным территориям относятся национальные парки. Статус национального имеют следующие парки: «Таганай», «Зюраткуль», «Ладожские шхеры», «Самарская Лука», «Башкирия». Привлекательность национальных парков обеспечивается разумным уравновешиванием охранных мероприятий и щадящего использования ценных природных территорий, прежде всего для рекреации и туризма.
Рекреационная специализация районов с ценными природными ресурсами благотворно влияет на их экономику. За счет развития сферы услуг, туризма решаются проблемы занятости и повышения доходов местного населения. Поэтому исключительное значение имеет популяризация среди местного населения идеи развития агро- и экологического туризма. Необходимо, чтобы местные жители осознали, как важно способствовать притоку гостей, создавая для этого все условия.
Государственная политика охраны природы реализуется через систему планирования природоохранной деятельности, совершенствование законодательства и управления, включая разработку и реализацию государственных программ и проекта. В России стартовала общероссийская программа по защите окружающей среды и экологии «Одобрено природой».
Природоохранное законодательство включает соответствующие законы Российской Федерации: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и «О гидрометеорологической службе», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном земельном кадастре».
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода