logo
Технология и организация экскурсионных услуг

3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов

Определяющее значение для раскрытия темы экскурсии име­ет этап отбора и изучения экскурсионных объектов.

Экскурсионный объект — это предмет, по которому можно су­дить о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе какой-нибудь страны, состоянии ее науки, культуры, искусства. Он дол­жен вызывать интерес экскурсантов, помогать в познании окружающей действительности.

В качестве объектов могут выступать:

Отбор объектов — сложный процесс, особенно если возможный выбор велик. В этом случае следует руководствоваться надежными критериями, среди которых:

Оценка объектов на основе критериев позволяет выбирать необходимые объекты в оптимальном количестве. Экскурсия не должна быть перегружена посещаемыми объектами. Для городской экскурсии (продолжительность 2-3 академических часа) рекомендуется использовать 15-20 объектов, для тематической — не более 10.

Проблему нехватки объектов можно решить ли счет комплектования наглядных пособий — портфеля экскурсовода по выбранной теме — из макетов, фотографий, записей воспоминаний очевидцев, кино- и видеосъемки, карт, схем и др.

Объекты одной темы экскурсии не должны дублироваться в другой, исключение — многоплановые объекты, используемые в тематических и обзорных экскурсиях. В обобщенном виде экскурсионные объекты представлены на рис. 3.1.

Собранная информация оформляется в виде карточки форматом 11 х 15 см.

Карточка (паспорт) объекта включает сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. Ее реквизитами являются:

а) первоначальное;

б) современное;

в) бытующее «в народе»;

Э кскурсионные объекты

I

II

I II

Однопла-новые

Многопла-новые

Основные

Дополни-тельные

Полностью сохранившиеся

Перестрое-нные

Реконст-руированные


Рис.1. Классификация экскурсионных объектов

В зависимости от вида экскурсии возможно дополнение паспорта другими сведениями.

Составление карточек (паспортов) объектов завершает этап отбора.