3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Определяющее значение для раскрытия темы экскурсии имеет этап отбора и изучения экскурсионных объектов.
Экскурсионный объект — это предмет, по которому можно судить о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе какой-нибудь страны, состоянии ее науки, культуры, искусства. Он должен вызывать интерес экскурсантов, помогать в познании окружающей действительности.
В качестве объектов могут выступать:
места, связанные с историческими событиями;
природные объекты и заповедники;
здания и сооружения;
мемориальные памятники и комплексы;
произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью людей; технические экспонаты; памятники искусства;
экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники;
народные обряды, обычаи.
Отбор объектов — сложный процесс, особенно если возможный выбор велик. В этом случае следует руководствоваться надежными критериями, среди которых:
сохранность объекта;
познавательная ценность;
информативность (содержательность);
функциональное назначение;
известность (популярность);
необычность (экзотичность), неповторимость;
выразительность (как непосредственно объекта, так и эффекта, образуемого от его взаимодействия с окружающей средой);
доступность (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, качество дороги, наличие места для расположения группы).
Оценка объектов на основе критериев позволяет выбирать необходимые объекты в оптимальном количестве. Экскурсия не должна быть перегружена посещаемыми объектами. Для городской экскурсии (продолжительность 2-3 академических часа) рекомендуется использовать 15-20 объектов, для тематической — не более 10.
Проблему нехватки объектов можно решить ли счет комплектования наглядных пособий — портфеля экскурсовода по выбранной теме — из макетов, фотографий, записей воспоминаний очевидцев, кино- и видеосъемки, карт, схем и др.
Объекты одной темы экскурсии не должны дублироваться в другой, исключение — многоплановые объекты, используемые в тематических и обзорных экскурсиях. В обобщенном виде экскурсионные объекты представлены на рис. 3.1.
Собранная информация оформляется в виде карточки форматом 11 х 15 см.
Карточка (паспорт) объекта включает сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. Ее реквизитами являются:
наименования объекта:
а) первоначальное;
б) современное;
в) бытующее «в народе»;
Э кскурсионные объекты |
I |
| II |
| I II |
Однопла-новые |
| Многопла-новые |
| Основные |
| Дополни-тельные |
| Полностью сохранившиеся |
| Перестрое-нные |
| Реконст-руированные |
Рис.1. Классификация экскурсионных объектов
перечень событий, связанных с объектом (указываются даты этих событий);
местонахождение объекта;
почтовый адрес;
принадлежность территории, на которой он расположен (предприятие, колхозное или другое хозяйство и пр.);
описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль (архитектурный, художественный), характеристика, текст мемориальной надписи);
данные об авторах объекта;
сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые изменения);
отметка об охране объекта (на кого возложена, когда, чьим решением);
безопасно ли его посещение;
перечень экскурсий, в которых объект используется;
источники сведений об объекте (литературные, архивные, другие);
фотографии или другой иллюстративный материал;
дата составления карточки, фамилия составителя.
В зависимости от вида экскурсии возможно дополнение паспорта другими сведениями.
Составление карточек (паспортов) объектов завершает этап отбора.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода