3.3.1. Составление экскурсионных текстов
После утверждения маршрута составляется контрольный текст экскурсии.
Контрольный текст — это материал экскурсии, тщательно подобранный, выверенный и изученный по источникам информации, раскрывающий все подтемы экскурсии, содержащий факты и события, характеризующие основные вопросы каждой из подтем. Его изложение соответствует теме и цели экскурсии. Данный текст является основой для создания вариантов экскурсий на определенную тему и выполняет контрольные функции. Он может дополняться материалами, связанными с объектами и подтемами, не включенными в маршрут данной экскурсии.
К экскурсионным текстам предъявляются следующие требования:
полное раскрытие темы;
краткость изложения;
достоверность фактического материала (цифры, даты, фамилии и др.);
четкость формулировок;
информационность;
чистота литературного языка.
Выполнение этих требований гарантирует качественный уровень как контрольного, так и индивидуального текстов.
Чтобы контрольный текст был удобен для использования, содержащиеся в нем цифры, факты, цитаты должны сопровождаться ссылками на источники.
Не всегда возможно изложить материал контрольного текста в хронологическом порядке, поэтому для удобства целесообразно ввести названия для подтемы экскурсии.
Объем рукописи контрольного текста составляет до 60 печатных страниц для экскурсии с использованием транспорта, расчитанной на 3-4 ч. На титульном листе указываются наименование туристического предприятия, тема экскурсии, автор текста, дата (год) написания.
Каждый экскурсовод на основе контрольного текста составляет индивидуальный текст.
Индивидуальный текст — это материал экскурсии, по содержанию повторяющий контрольный текст, но его структура отражает последовательность показа экскурсионных объектов и рассказа о них в соответствии с маршрутом. Кроме того, этот текст выражает видение конкретного экскурсовода, присущий ему стиль изложения событий, фактов, цифр, примеров. При демонстрации объектов каждый экскурсовод использует наиболее близкие ему методические приемы показа и рассказа.
Композиционно экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Материал контрольного текста служит содержательной основой при написании вступления, заключения и логических переходов между подтемами. Последний момент весьма существен при составлении индивидуального текста.
Вступление в индивидуальном тексте подразделяется на организационную и информационную части. Его задача — установить контакт экскурсовода с группой, привлечь внимание экскурсантов к теме.
В организационной части экскурсовод сообщает:
свое имя и фамилию;
какую организацию представляет;
имя водителя;
тему экскурсии, ее название;
маршрут, время и место окончания экскурсии;
правила поведения на маршруте;
правила безопасности.
В информационной части кратко излагаются содержание, цель и задачи экскурсии, называются некоторые подтемы и наиболее интересные объекты.
Вступление должно быть ярким, эмоциональным, но лаконичным, занимающим не более 5-7 мин.
Основная часть — собственно экскурсия, состоящая из отдельных подтем (от 4 до 12), раскрываемых на объектах показа.
Логический переход — вербальная связка между подтемами, объединение экскурсионных объектов посредством показа и рассказа в единое целое. Придавая экскурсии целостность и законченность, логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения, выводов и др.
Различают два вида логических переходов:
а) формальный, или конструктивный, не связанный с содержанием темы экскурсии и не устанавливающий логической связи между ее подтемами, например: «Давайте пройдем немного вперед», «Сейчас; мы осмотрим еще один интересный объект» и др. Он допустим в музеях, выставочных залах, где объекты (стенды, картины, залы) расположены близко друг от друга;
б) неформальный — инструмент хорошо методически подготовленного профессионала. Экскурсовод, переходя к очередной подтеме, настраивает экскурсантов на нужные эмоции. Это обеспечивает лучшее усвоение как отдельной подтемы, так и темы в целом.
Не менее важна увязка основных вопросов каждой подтемы. Использование неформальных логических переходов способствует более глубокому раскрытию содержания подтем. Продуманный подход к изложению материала экскурсии, соответствующий требованию лаконичности, позволяет преодолеть отрывочность освещаемых экскурсоводом событий. Каждая мысль должна быть логически завершенной, а каждый выдвинутый тезис - убедительно доказанным. Выполнение этих задач невозможно без качественно подготовленного контрольного текста и тщательно разработанного на его основе индивидуального текста экскурсии.
Заключение экскурсии предусматривает:
подведение итогов;
обобщение выводов по теме;
ответы на вопросы;
рекомендации о посещении других экскурсий.
Заключение закрепляет в сознании экскурсантов информацию, полученную во время экскурсии.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода