4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
Жест — это телодвижение, сопровождающее или заменяющее речь. Каждый экскурсовод должен знать основные принципы и законы жестикуляции. Сопутствующие его деятельности жесты различаются по степени связанности с речью: одни не существуют отдельно от нее, другие могут быть оторваны от высказывания, но вне его теряют смысл (кивок головой), третьи понятны независимо от речи.
Значительную группу составляют рождающиеся произвольно неусловные жесты, классифицируемые как указывающие, показывающие (передающие), жесты проявления эмоций, подчеркивающие и ритмические.
Необходимо отметить два вида жестов, которых экскурсоводу следует избегать: жесты-паразиты (привычка то и дело поправлять прическу или очки, почесывать затылок, постукивать пальцами и др.); неоправданно грубые, несдержанные жесты, демонстрация неудовольствия по какому-либо поводу. Эти жесты — свидетельство неумения экскурсовода настроить экскурсантов на восприятие материала.
Жест должен подчеркивать выразительность нужной фразы быть эмоционально-смысловым движением, усиливающим чувства и переживания. Важное условие — соответствие жеста экскурсовода определенной ситуации, совокупности экскурсионных объектов, на которые в данный момент направляется внимание экскурсантов.
Жест экскурсовода должен быть эстетичен, т.е. отвечать условиям красоты и осмысленной художественности. Непроизвольная жестикуляция вносит сумбур и часто сопровождает непонятную и быструю речь. Экскурсоводческий жест действует на слушателей двойственно: с одной стороны, организует экскурсантов, направляя их внимание на объект, а с другой — выступает функциональным средством эмоционального воздействия. Жест тесно связан и с интонацией голоса экскурсовода.
В зависимости от показа экскурсионных объектов выделяют семь групп жестов (рис. 3).
Указательные жесты — наиболее часто применяемые. Первостепенная роль в данной группе отводится руке. Форма движения указательного жеста может быть: а) прямой (выражение решимости, жизненной энергии, состояния возбужденности); б) дугообразной или ломаной (свидетельство мягкости, податливости, нерешительности). Каждая из форм осуществляется в разных направлениях: снизу вверх, сверху вниз, слева направо и справа налево. Движения производят как всей рукой, так и одним указательным пальцем — в зависимости от важности предмета или экскурсионного объекта.
Иллюстративные жесты подчеркивают размер, форму, высоту, т.е. внешние характерные признаки предметов. Они тесным образом связаны с речью, дополняют ее. Возможны различные комбинации пальцев, кисти, правой и левой рук.
-
Жесты
указательные |
| иллюстра-тивные |
| подчеркивающие (пространственные) |
| реконструи-рующие |
| побудитель-ные |
| наглядные |
| эмоциональные |
Рис. 3. Классификация жестов
Подчеркивающие (пространственные) жесты помогают наглядно оценить панорамность экскурсионных объектов, они эффективны на смотровой площадке при общем знакомстве экскурсантов с городом.
Реконструирующие жесты облегают работу воображения экскурсантов на несохранившихся участках объектов экскурсии, вызывая нужные ассоциации, позволяя зрительно восстановить недостающие детали. Реконструирующий жест соединяет элементы указательного, подчеркивающего и иллюстративного жестов.
Побудительные жесты применяются, чтобы правильно разместить группу у экскурсионного объекта, пригласить экскурсантов перейти от одного объекта к другому. Они же используются, когда туристов просят покинуть автобус или, наоборот, занять места в машине.
Наглядные жесты сопровождают демонстрацию всевозможных фотографий, карт, схем, иллюстраций. Недопустимо, чтобы экскурсовод сам рассматривал пособие при его показе, — может сложиться впечатление, что он плохо знаком с материалом. Нельзя держать руку с пособиями на уровне груди, она должна быть (приблизительно на уровень головы), что не только улучшить обзор, но и подчеркнет уверенность экскурсовода.
Эмоциональные жесты говорят о психологическом состоянии экскурсовода во время экскурсии. По ним можно судить о его культурной модели поведения. Манера жестикуляции характеризует индивидуума как личность. Помня, что жесты косвенно влияют на эмоциональное состояние экскурсантов, экскурсовод должен развивать умение их осознанного применения. Правила использования жестов схожи с правилами хорошего тона. С ними не рождаются — их прививают, осваивают. Они должны стать нормой и органичной частью рассказа экскурсовода.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода