logo search
Ответы на Госы

16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.

В области национального и международного туризма российским организациям индустрии туризма приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков. В большей мере это может быть отнесено к странам Европейского Союза, имеющим развитую правовую базу туристской деятельности и достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки персонала, отвечающую международным стандартам.

Анализ деятельности отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам.

Традиционно профподготовка осуществлялась в школах, колледжах и институтах. Существует также и профподготовка работников, осуществляемая внутри туристского предприятия, гостиницы, ресторана. Анализ кадрового потенциала предприятий туризма таких крупных туристских центров России, как Москва и Санкт-Петербург, показывает, что, за редким исключением, работники либо вообще не имеют высшего специального туристского образования (как правило, это удостоверение о повышении квалификации), либо получили отрывочные знания на краткосрочных платных семинарах или курсах.

В последнее время положение несколько изменилось.

В ряде вузов России при обучении по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Организация и управление» (по отраслям) открыты специализации «Экономика международного туризма», «Менеджмент туризма и гостиничного хозяйства», «Менеджмент социально-культурной сферы и туризма» и ряд других. Некоторые вузы страны обращают внимание на коммерческие курсы Американской ассоциации отелей и мотелей, которые, как правило, обучают за дополнительную плату на языке оригинала. Новейшим информационным технологиям в сфере туризма обучают также по отдельным специальным курсам.

Как правило, производительность труда в туристском секторе остается достаточно низкой. Это зависит от того, что большая часть рабочей силы индустрии туризма является временной и малоквалифицированной.

Для гостиничного и ресторанного секторов, а также для индустрии туризма в целом Международная организация труда (МОТ) выделяет серию общих характеристик, касающихся занятости:

• высокий процент работников, занятых неполный рабочий день;

• значительный процент временных работников;

• большое количество женского персонала имеют контракты на неполный рабочий день (более 50% в гостиничном и ресторанном секторах в Бельгии, Франции, Швейцарии, Австралии);

• небольшое количество женщин, находящихся на ответственных должностях;

• значительное присутствие (в развивающихся странах) иностранного персонала в основном на ответственных должностях;

• большое количество малоквалифицированной молодежи и студентов, работающих по временным контрактам.

Следует выделить основные проблемы, стоящие на пути к развитой образовательной системе в сфере туризма:

• стихийный рост туристской деятельности в большинстве стран и его несогласованность с другими видами деятельности;

• большое количество средних, малых и семейных предприятий;

• сезонность туристской деятельности, разнообразие предоставляемых услуг и ряд других особенностей.