88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
Социокультурная потребность в туризме – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Разветвленная структура досуговых потребностей, специфика ценностного сознания современного человека, а также особенности социального, культурного и экономического статуса различных социальных групп определяют многообразие туристских мотивов, которые оказывают значительное влияние на выбор досуговой деятельности личности. Поэтому мотивация в туризме зависит как от досуговых потребностей, так и от ценностей, которые воздействуют на восприятие личностью окружающего мира и его поведение. Досуговые ценности - это результаты разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Туризм является устойчивым видом досуговой активности личности, направленной на удовлетворение потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья, познании, общении, саморазвитии, развлечениях и т.д.
В последнее время резко изменился характер труда человека, структура затрат его сил, а также обострилось основное эргономическое противоречие между интенсивным характером затрат сил индивида и экстенсивным характером их восстановления. Резкое сокращение объема физических усилий и возрастание уровня интеллектуальных и эмоциональных перегрузок ведет к стрессовым ситуациям. Самой эффективной альтернативой являются физ. культура и туризм, к-рые восстан-ют традиционные эргономические структуры за счет активной деятельности в свободное время. Социальная эффективность туризма выражается в доступности большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп. В настоящее время социальная эффективность совр-го россий. туризма, в силу эконом-ких и соц-ных проблем весьма невысока. Повышение уровня доходов и образования населения способствует развитию туризма. Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Социальное расслоение российского населения привело к дифференциации в туризме в форме различных видов туризма. Исследователь Щеглов С.Е. на основе метода включенного наблюдения при работе в туристическом бизнесе в течение 12 лет, предлагает следующую типологию российского туриста: 1й тип - элит-туристы. Обязательные приоритеты - очень престижные, дорогие курорты, авиаперелеты только первым классом, проживание в отелях только 5 звезд. Поездка организуется по индивидуальной программе. В послед. 2 года все чаще отдыхают в России (отдых в усадьбах и дворцах, экзотическая охота и рыбалка, гольф и парусный спорт, катание на воздушных шарах, пребывание в невесомости и гидрокосмосе).. У состоятельных туристов в посл. время появился новый вид туризма - бомжевание, к-рое становится модным видом досуга. 2 тип - супер-турист. Старается приблизиться к 1типу имитируя образ жизни. Обязательный приоритет «дорого и круто», т.к. цель поездки поддержание собственного имиджа. Чаще всего этот тип, как отмечает исследователь, составляют топ-менеджеры. 3 тип - массовый турист.
Самая многочисл. группа. Это большинство туристов во всем мире, в т.ч.в России. Такова типология современных туристов по их социальному статусу.что свидетельствует о наличии тенденции к дифференциации туристской деятельности. Что касается семейного положения и состава семьи, то надо заметить, что активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. В основном высокообразованные, ориентированные на успех в профес-ной деятельности, материально обеспеч. люди, к-рые стремятся рационально и комфортно орг-вать свое свободное время.
В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, так как представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, являясь при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей.
Многообразие видов туризма определяет и разносторонняя функциональная нагрузка этой сферы жизнедеятельности. Основными функциями туризма являются: экономическая, рекреационная, познавательная, мировоззренческая и аксиологическая.При этом различные виды туризма реализуют иногда одновременно несколько функций. Таким образом, с учетом разнообразия видов и функций, сфера туризма обладает всеми необходимыми возможностями для реализации досуговых потребностей личности, степень удовлетворения которых выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности.
Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самих процесса, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта; в широком смысле -совокупность методов, способов, приемов получения, обработки или переработки одних объектов (предметов, информации, идей и т.д.) в целях их преобразования -изготовления новых объектов, совершенствования прежних и т.д. Обслуживание - предоставление (оказание) услуг.
Виды социальных технологий различаются в зав-ти от того в каких сферах общественной жизни они реализуются:
* Экономической
* Политической
* Социальной
* Духовной сфере
Экономика:
А) оценка деловитости и потенциала каждого человека
Б) интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше, прибыльнее работал)
В) «Рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять)
Социальная сфера:
Соц. тех. направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления). Труд должен вознаграждаться по заслугам.
Рассматривается демографическая политика, семейно – бытовые отношения, их влияние на развитие общества. Создание условий для социально незащищенных групп населения.
Политическая сфера:
Акцент делается на технологизации полит. процессов.
Предполагает взвешенность полит. решений, проявление политической дальновидности.
Сегодня мы плохие технологи и политики.
Духовная сфера:
Развитие культ-х запросов и склонностей каждого человека.
Умение и гибкое возд-е на тенденции, происх-е в сфере образ-я, науки, лит-ры и искусства.
Взаимод-е нац-й культуры, изучение спектра проблем общественного сознания.
Материальные вопросы, наличие эк-ких предпосылок для решения возникших проблем.
- 1. Глобальный финансовый кризис и состояние туризма в России.
- 2. Социально-экономическое значение туризма для региона
- 3. Особенности подбора и управления персоналом гостиницы.
- 4. Mice туризм
- 5. Безопасность туристской услуги.
- 6. Влияние социально-экономических, политических и экологических условий в стране на состояние развития туризма
- 7. Возможности регионов в развитии средств размещения и сервисного обслуживания туристов
- 8. Глобальные и локальные гостиничные цепи
- 9. Государственное регулирование туристского бизнеса в России
- 10. Деревенский туризм.
- 11. Детский туризм в Российской Федерации.
- 12. Документооборот в туризме
- 13. Изучение и освоение туристских районов
- 14. Инновации в скСиТ
- 15. Инновационные возможности развития туризма в регионе.
- 16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.
- 17. Категории гостиниц: система мировых стандартов
- 18. Классификация и деятельность туристско-экскурсионных организации
- 19. Классификация средств размещения.
- 20. Классификация туристских маршрутов
- 21. Критерии оценки массовости туризма в России
- 22. Критерии оценки туристских ресурсов региона
- 23. Культурный туризм
- 24. Маркетинг туризма на национальном уровне
- 25. Маркетинг туризма на региональном уровне
- 26. Маркетинговая стратегия туристской организации
- 27. Маркетинговые исследования в туризме
- 28. Международные и локальные гостиничные цепи.
- 29. Международные туристские выставки
- 30. Международный туристский рынок
- 31. Метод календарного планирования в туристском бизнесе
- 32. Методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей в социально-культурной сфере и туризме.
- 33. Мировые гостиничные цепи
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- 35. Основные направления укрепления деловых связей российских и зарубежных туристских фирм.
- 36. Основные особенности туристских услуг
- 37. Основные понятия о менеджменте в туристской отрасли
- 38. Основные цели туристических выставок и ярмарок.
- 39. Основы экскурсионной работы
- 40. Особенности налогообложения в туристском бизнесе
- 41. Особенности организации детского туризма в России
- 42. Особенности развития международного туристского рынка в 21 веке
- 43. Оформление документов туристов и туристских групп
- 44. Персонал гостиницы
- 45. Персонал туристской фирмы
- 46. Перспективы повышения массовости туризма в России
- 47. Понятие безопасности туристской деятельности
- 48. Понятие о туристском потенциале региона
- 49. Правовые основы туристической деятельности
- 50. Приоритетные виды туризма для региона
- 51. Проблемы подбора персонала и пути их решения в социально-культурной сфере и туризме
- 52. Программа освоения туристских ресурсов региона
- 53. Программа строительства малых гостиниц в Российской Федерации
- 54. Проектирование туристского продукта
- 55. Пропаганда турпродукта: сущность, цели и методы
- 56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
- 57. Развитие индустрии гостеприимства в России
- 58. Реклама в туризме
- 59. Реклама продукта: цели, виды, формы и средства
- 60. Роль военно-патриотических экскурсий в формировании личности
- 61. Роль информационных технологий в развитии туризма в России
- 62. Роль информационных технологий в развитии туризма
- 63. Роль России в развитии международного туризма
- 64. Роль туризма в интеграции региона в единое туристское пространство России
- 65. Роль турфирм в формировании программы освоения туристских ресурсов региона
- 66. Роль федерального центра в развитии средств размещения и сервисного обслуживания в регионах (федеральная программа развития туризма в России)
- 67. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура)
- 68. Сегментирование туристского рынка
- 69. Службы гостиниц
- 70. Службы гостиниц: их назначение и структура управления
- 71. Событийный туризм: особенности технологии
- 72. Составление пакета документов для туристов
- 73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
- 74. Состояние средств размещения и сервисного обслуживания в России
- 75. Социально-культурные аспекты приема туристов в регионе
- 76. Социальные технологии как фактор развития туризма
- 77. Социальный туризм и его клиенты
- 78. Социальный туризм: сущность, концепция, характеристика
- 79. Специфика организации международного туризма в России
- 80. Специфика организации туризма в России
- 81. Структура туристско-рекреационных потребностей населения региона
- 82. Структура управления туризмом в России
- 83. Сущность и особенности организации самодеятельного туризма
- 84. Сущность и особенности организации спортивного туризма
- 85. Сущность маркетинга и его особенности в социально-культурной сфере и туризме
- 86. Таможенные формальности
- 87. Тенденции развития международного туризма
- 88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
- 89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
- 90. Туристская услуга
- 91. Управление персоналом туристской фирмы
- 92. Факторы развития въездного туризма в регион
- 93. Факторы, влияющие на развитие международного туризма
- 94. Финансовые гарантии туристских услуг
- 95. Формальности прохождения границ
- 96. Функциональные обязанности сотрудников турфирм
- 97. Шенгенская виза: особенности въезда и выезда в шенгенское пространство
- 98. Экологический туризм
- 99. Этапы осуществления профессионального отбора специалистов для туристского бизнеса
- 100. Спортивный туризм