73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
Новосибирск является крупнейшим транспортным узлом Сибири, что дает ему ряд преимуществ перед остальными городами Сибири при проведении мероприятий межрегионального и международного масштаба - форумов, конгрессов, выставок, фестивалей, конкурсов, соревнований. В 2008 году Новосибирскую область посетили более 180 тысяч иностранцев, 860 тысяч российских туристов и гостей.
Природа Новосибирской области богата и разнообразна. В бассейне реки Обь насчитывается около 350 рек с общим объемом стока 8 кубических километров в год. Самые крупные озера находятся в центральной и юго-западной части области – Чаны, Сартлан, Убинское, Горькое и другие. Озера, в основном, пресные и только немногие (менее 10%) солоноватые и соленые. Реки и озера – хорошая основа для организации водных маршрутов, парусных, речных и озерных круизов, а также пляжного отдыха.
Новосибирская область богата ресурсами подземных вод: пресных и маломинерализованных, разведано 9 месторождений минеральных вод.
Растительность области отличается разнообразием и выраженной зональностью распределения. Леса занимают 23,5% территории Новосибирской области. На территории области образовано 24 заказника и 40 памятников природы.
Особый интерес для развития туризма представляют охотничьи ресурсы области, которые богаты многими видами животных. В области функционируют 26 охотничьих баз и остановочных пунктов, которые в состоянии принять до 1000 охотников в год. Богата орнитофауна области, отмечено гнездование в области редких видов птиц. В водоемах области встречается 35 видов рыб. Особенно богата ихтиофауна бассейн реки Обь. На озерах области расположены базы отдыха, домики рыбака, оснащенные лодками и катерами.
Новосибирск - центр культурной и духовной жизни: здесь сосредоточены известные театры, осуществляют деятельность театральные и музыкальные коллективы. Действуют более 200 музеев и несколько Центров художественных ремесел, Ежегодно музеи посещают более 600 тысяч человек. На территории области насчитывается более 2,5 тысяч памятников истории и культуры, из них около 70% составляют памятники археологии, в том числе уникальный объект Городище «Чича-1» – город-крепость VIII-VII вв до н.э., построенный на 1000 лет ранее знаменитой Трои, а также остроги и объекты деревянного и каменного зодчества. В каждом муниципальном районе Новосибирской области созданы краеведческие музеи.
В области развит образовательный туризм: услуги по подготовке специалистов с высшим образованием оказывают 43 ВУЗа, в которых обучаются около 4,5 тысяч студентов из ближнего и дальнего зарубежья.
В Новосибирской области действуют дипломатические и торговые представительства иностранных государств, международные организации, которые своей деятельностью способствуют формированию имиджа области, притоку иностранных и российских туристов в Новосибирскую область и упрощению порядка оформления виз.
В настоящее время в области более 250 туристских фирм, действуют общественные объединения туристских организаций – Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций (НАТО) и Региональный Отраслевой Союз Туриндустрии Сибири (РОСТ Сибири).
Регулярно проводятся специализированные выставочные мероприятия: выставка «ТУРСИБ», рабочие встречи «ТУРФЕСТ», «Workshop STI» и «Посольский двор».
В Новосибирской области действует 113 гостиниц, 47 из них сертифицированы, 73 санаторно-оздоровительных комплекса, в том числе 16 санаториев, 9 профилакториев, 7 пансионатов, 2 курорта. Общее количество мест составляет более 7500.
В последние годы в области построены горнолыжные туристские комплексы: «Новососедово», «Юрманка», «Пихтовый гребень», «Горный», «Маунтин», культурно-спортивный комплекс «Ключи», сеть горнолыжных баз «Дубрава», горнолыжная трасса «Кольцово». Действуют 37 стадионов, из них – 9 в городе Новосибирске, и Биатлонный комплекс. Ледовые дворцы спорта: «Сибирь», «Бердск», в р.п. Чик Коченевского района.
Развитие рекреационных территорий базируется на исследованиях Новосибирской области Московским ЦНИИП градостроительства Российской академии архитектурных и строительных наук. Постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 № 339-па «Об утверждении Схемы территориального планирования Новосибирской области» определены рекреационные территории: международного значения - города Новосибирск, Бердске и территория Новосибирского района); федерального значения – территории вокруг Новосибирского водохранилища (Ордынский и Искитимский районы), Колыванский район, областного значения - район Салаирского кряжа (Маслянинский, Искитимский, Тогучинский районы), Доволенский и Сузунский районы, территория вокруг озер Чаны, Сартлан, Урюм, Убинское, Карачи, поселения: Усть-Тарка, Татарск, Венгерово, станция Чаны.
Туризм является общепризнанной отраслью экономики, способной обеспечить увеличение налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области, сформировать новые рабочие места, содействовать решению спектра социально-культурных задач для городского и сельского населения, ориентированной на восстановление и развитие физических и психологических сил человека, повышение его трудоспособности, здоровья, увеличение продолжительности жизни при условии соблюдения принципов системности, комплексности, приоритетности и сбалансированности.
На основе анализа состояния туристско-рекреационных ресурсов Новосибирской области наблюдаются следующие тенденции развития туризма:
- создание крупных круглогодично действующих туристско-рекреационных комплексов с единой инженерной инфраструктурой, транспортной доступностью, широким спектром услуг;
- вывоз туристами денежных средств за рубеж в связи с отсутствием туристского продукта высокого качества в Новосибирской области;
- повышение интереса российских туристов к продуктам внутреннего туризма;
- рост числа прибывающих в Новосибирскую область для участия в мероприятиях межрегионального масштаба – совещаниях, конференциях, выставках, соревнованиях (ежегодно Новосибирск принимает более 1 миллиона приезжих);
- рост популярности природно-рекреационного потенциала области и сети лечебно-оздоровительных учреждений среди жителей области и других регионов России и востребованность в туристских услугах;
- увеличение объема оказания услуг по транзитному туризму в связи с близостью расположения рекреационных зон Сибирского региона, на базе которых планируется интенсивное развитие особых экономических зон;
- активное развитие в Новосибирской области научного, производственного и образовательного комплексов;
- развитие пассажирской транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи межрегионального и международного значения;
- развитие Новосибирска как центра культурной и духовной жизни;
- развитие сети современных организаций общественного питания, используемой в туристских целях;
- увеличение спроса на услуги организации активных и экстремальных видов туризма, спортивной и любительской охоты и рыбалки.
Проблемы развития туризма в Новосибирской области:
- недостаточный объем предоставляемых услуг в сфере оздоровления, отдыха, экскурсионного обслуживания, охоты, рыбалки и активных видов туризма;
- нехватка средств размещения и несоответствие материальной базы качеству востребованных услуг, международным и национальным стандартам;
- недостаточная поддержка туристического бизнеса органами местного самоуправления муниципальных районов и округов Новосибирской области; отсутствие муниципальных программ развития туризма в большинстве муниципальных районов Новосибирской области;
- неэффективное использование в Новосибирской области особо охраняемых природных территорий;
- потеря территорий, пригодных для создания туристско-рекреационных объектов, по причине их застройки объектами для личных нужд;
- отсутствие выставочных площадей для проведения современных мероприятий в сфере туризма;
- недостаточное использование потенциала ВУЗов на территории Новосибирской области для развития образовательного туризма;
- недостаточно высокий уровень подготовки специалистов в сфере туризма, дефицит специалистов среднего и младшего звена (администраторы гостиниц, портье, дежурные по этажу, горничные);
- отсутствие сформированной сети автодорог с твердым покрытием, связывающих места проживания туристов с местами отдыха и туристскими объектами Новосибирской области. Недостаточное количество указателей на автодорогах Новосибирской области о туристских объектах;
- отсутствие туристических путеводителей по территории Новосибирской области;
- недостаточно информации в издаваемых атласах дорог о туристских объектах, местах размещения и отдыха, памятниках природы, заказниках;
- недостаточно развиты услуги малой авиации;
- отсутствие полноценной государственной статистической информации о состоянии туристской индустрии.
На основе проведенного анализа, экспертных оценок выявлено, что морально устаревшие туристско-рекреационные объекты, построенные более 30 лет назад, используются не эффективно, не могут оказывать услуги, в соответствии со спросом, что приводит к сокращению объема оказания туристских услуг.
Ухудшение позиций Новосибирска в развитии туризма обуславливается возрастающей конкуренцией других городов Сибири и России по активному развитию туристско-рекреационных комплексов, что ведет к потере туристских потоков для Новосибирского туристического бизнеса, а отсутствие системности и комплексности в решении туристских проблем ведет к созданию туристских объектов, не соответствующих международным стандартам, что ведет к снижению количества туристов, сокращению возможных доходов бюджетов и бизнеса.
Для улучшения ситуации необходимо использование комплексной системы освоения туристских ресурсов на основе повышения эффективности использования территории Новосибирской области в туристско-рекреационных целях: создание туристско-рекреационных парков круглогодичного действия и туристских объектов приоритетного развития. Критерием отбора территорий может выступать их значимость с точки зрения природно-рекреационного потенциала и достижение целей социально-экономического развития области в целом и туристского комплекса в частности.
Развитие туризма в Новосибирской области и привлечение туристских потоков в область должно гармонично сочетаться с собственными туристскими ресурсами, объектами и продуктами, предлагаемыми туристским комплексом Новосибирской области, с уже сформировавшимися интересами и потоками внутренних и международных туристов на территории Уральского и Сибирского федеральных округов.
- 1. Глобальный финансовый кризис и состояние туризма в России.
- 2. Социально-экономическое значение туризма для региона
- 3. Особенности подбора и управления персоналом гостиницы.
- 4. Mice туризм
- 5. Безопасность туристской услуги.
- 6. Влияние социально-экономических, политических и экологических условий в стране на состояние развития туризма
- 7. Возможности регионов в развитии средств размещения и сервисного обслуживания туристов
- 8. Глобальные и локальные гостиничные цепи
- 9. Государственное регулирование туристского бизнеса в России
- 10. Деревенский туризм.
- 11. Детский туризм в Российской Федерации.
- 12. Документооборот в туризме
- 13. Изучение и освоение туристских районов
- 14. Инновации в скСиТ
- 15. Инновационные возможности развития туризма в регионе.
- 16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.
- 17. Категории гостиниц: система мировых стандартов
- 18. Классификация и деятельность туристско-экскурсионных организации
- 19. Классификация средств размещения.
- 20. Классификация туристских маршрутов
- 21. Критерии оценки массовости туризма в России
- 22. Критерии оценки туристских ресурсов региона
- 23. Культурный туризм
- 24. Маркетинг туризма на национальном уровне
- 25. Маркетинг туризма на региональном уровне
- 26. Маркетинговая стратегия туристской организации
- 27. Маркетинговые исследования в туризме
- 28. Международные и локальные гостиничные цепи.
- 29. Международные туристские выставки
- 30. Международный туристский рынок
- 31. Метод календарного планирования в туристском бизнесе
- 32. Методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей в социально-культурной сфере и туризме.
- 33. Мировые гостиничные цепи
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- 35. Основные направления укрепления деловых связей российских и зарубежных туристских фирм.
- 36. Основные особенности туристских услуг
- 37. Основные понятия о менеджменте в туристской отрасли
- 38. Основные цели туристических выставок и ярмарок.
- 39. Основы экскурсионной работы
- 40. Особенности налогообложения в туристском бизнесе
- 41. Особенности организации детского туризма в России
- 42. Особенности развития международного туристского рынка в 21 веке
- 43. Оформление документов туристов и туристских групп
- 44. Персонал гостиницы
- 45. Персонал туристской фирмы
- 46. Перспективы повышения массовости туризма в России
- 47. Понятие безопасности туристской деятельности
- 48. Понятие о туристском потенциале региона
- 49. Правовые основы туристической деятельности
- 50. Приоритетные виды туризма для региона
- 51. Проблемы подбора персонала и пути их решения в социально-культурной сфере и туризме
- 52. Программа освоения туристских ресурсов региона
- 53. Программа строительства малых гостиниц в Российской Федерации
- 54. Проектирование туристского продукта
- 55. Пропаганда турпродукта: сущность, цели и методы
- 56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
- 57. Развитие индустрии гостеприимства в России
- 58. Реклама в туризме
- 59. Реклама продукта: цели, виды, формы и средства
- 60. Роль военно-патриотических экскурсий в формировании личности
- 61. Роль информационных технологий в развитии туризма в России
- 62. Роль информационных технологий в развитии туризма
- 63. Роль России в развитии международного туризма
- 64. Роль туризма в интеграции региона в единое туристское пространство России
- 65. Роль турфирм в формировании программы освоения туристских ресурсов региона
- 66. Роль федерального центра в развитии средств размещения и сервисного обслуживания в регионах (федеральная программа развития туризма в России)
- 67. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура)
- 68. Сегментирование туристского рынка
- 69. Службы гостиниц
- 70. Службы гостиниц: их назначение и структура управления
- 71. Событийный туризм: особенности технологии
- 72. Составление пакета документов для туристов
- 73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
- 74. Состояние средств размещения и сервисного обслуживания в России
- 75. Социально-культурные аспекты приема туристов в регионе
- 76. Социальные технологии как фактор развития туризма
- 77. Социальный туризм и его клиенты
- 78. Социальный туризм: сущность, концепция, характеристика
- 79. Специфика организации международного туризма в России
- 80. Специфика организации туризма в России
- 81. Структура туристско-рекреационных потребностей населения региона
- 82. Структура управления туризмом в России
- 83. Сущность и особенности организации самодеятельного туризма
- 84. Сущность и особенности организации спортивного туризма
- 85. Сущность маркетинга и его особенности в социально-культурной сфере и туризме
- 86. Таможенные формальности
- 87. Тенденции развития международного туризма
- 88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
- 89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
- 90. Туристская услуга
- 91. Управление персоналом туристской фирмы
- 92. Факторы развития въездного туризма в регион
- 93. Факторы, влияющие на развитие международного туризма
- 94. Финансовые гарантии туристских услуг
- 95. Формальности прохождения границ
- 96. Функциональные обязанности сотрудников турфирм
- 97. Шенгенская виза: особенности въезда и выезда в шенгенское пространство
- 98. Экологический туризм
- 99. Этапы осуществления профессионального отбора специалистов для туристского бизнеса
- 100. Спортивный туризм