89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
Если положительное влияние туризма на экономику страны ни у кого не вызывает сомнения, то связь туризма с экологией больше носит негативный оттенок.
В конце 70-х - начале 80-х годов исследователи "говорили о негативном воздействии туризма па экологию туристских центров. Во всем мире началась дискуссия о пользе и вреде туризма для экономики, экологии и общества, в то время как ранее речь шла только об экономике. Этому во многом способствовала "экологизация" общественного сознания, выступления в защиту окружающей среды. Очевидно, что экологические вопросы в будущем будут волновать люден еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов.
В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей природной среды. При этом негативные изменения преобладают, нанося ей значительный и все возрастающий ущерб. Можно приводить множество примеров на эту чему, призывая и убеждая с их помощью в необходимости бережною отношения к природе. Но, как показывает практика, эффективность такого рода популяризаторства и морализирования незначительна, если ограничиваться только этим и не принимать более действенных мер по защите природы от негативного воздействия туризма. Ведь проблема "что такое (экологически) хорошо и что такое (экологически) плохо" выходит за узкоэкономические рамки.
Ее разрешение требует системного подхода, который включал бы разнообразные и взаимосвязанные меры воздействия при использовании природных ресурсов в туристских целях. Такие меры воздействия предполагают привлечение дополнительных технических, организационных, социологических, ресурсоведческих и экологических знаний. А это уже проблема управления туризмом, экологически ориентированным в широком смысле, и управления экологическим туризмом, имеющим более узкие границы, но зато обладающим более действенным инструментарием природоохранного действия.
Сегодня мы должны совершенно четко представлять себе, что природа нуждается в защите от туризма. Многие нарушения экологического равновесия распознаются слишком поздно. Возникновение необратимых процессов в результате разрушения природной среды при ее неконтролируемом использовании в туристских целях нередко приводит к ее отмиранию. Она становится утерянной для будущих поколений. Туристы, кратковременно удовлетворяющие свои индивидуальные потребности, ставят их выше долговременного использования природных богатств. Серьезный риск представляют те места пребывания туристов, где отсутствует необходимая и создана неподходящая инфраструктура.
Адриатическое побережье Италии было опустошено из-за бурного роста коричневых водорослей, сильно мешавших купанию. Из-за роста уровня загрязнения вследствие чрезмерного скопления туристов существенно уменьшилась привлекательность такого огромного национального парка, как Большой Каньон в США. Некоторые из прославленных восточноафриканских игровых парков уже превращены в груду пыли туристами, которые катались там на четырехколесных колясках. Национальная сокровищница Греции, когда-то белый мраморный Парфенон в Афинах, теперь стоит как символ пренебрежительного отношения к окружающей среде, пострадав от сильного загрязнения. Прекрасным пляжным курортам к замкам Таиланда был нанесен очень серьезный урон от загрязнения и несоблюдения санитарных норм. Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.
Нередко при взаимодействии туризма с экологией приоритет отдается экономике. Считается, что проблемы защиты окружающей природной среды должны решаться после экономических. На самом деле все как раз должно быть наоборот. Туристов привлекают именно экологически чистые регионы, тле они могут получить полноценный здоровый отдых и эстетические впечатления от общения с природой. Ее же разрушение рано или поздно приводит к исчезновению в регионе туризма как отрасли экономики. Привлекательный ландшафт, чистый воздух, незагрязненная вода в водоемах, просторные пляжи, обилие лесонасаждений - все это туристские ценности. II их необходимо сохранять, устанавливая пределы нагрузок, при которых не утрачивается способность природных комплексов к самовосстановлению, достигается интенсивная рекреационная эксплуатация территорий с обязательным улучшением территориальной структуры, а также минимизацией нежелательного антропогенного воздействия.
Если обратиться к истории туризма, то можно установить, что первоначальной основой его возникновения явились именно природные условия. Первые группы туристов совершали поездки в те страны, где имелись благоприятный климат и целебные источники.
Из рассмотрения взаимосвязи туризма и экологии следует, что они друг без друга существовал, не могут, так как природные ресурсы входят в состав туристских ресурсов наравне с другими составляющими туристского бизнеса, такие как капитал, технологии, кадры. Но вместе с тем нельзя не принимать решительных мер, направленных па предотвращение ущерба природе в процессе туристской деятельности. Ведь отказ от туризма чреват экономическими потерями, а игнорирование связанного с ним экологического аспекта влечет за собой разрушение природной среды, что для общества подчас имеет гораздо большие последствия, чем получение госбюджетом налогов от туризма. Как решить ну дилемму?
Одним из эффективных направлений такого решения было бы развитие экологического туризма. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 году на Канарских островах, отмечалось, что экологический туризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. В пользу этою свидетельствует и то, что в ближайшем будущем следует ожидать изменений в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды.
Первый решительный шаг в этом направлении был сделан на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.
На ней было признано, что проблемы окружающей среды и экономического развития не могут более рассматриваться изолированно. Лидерами и главами правительств 179 государств была принята глобальная программа всемирного сотрудничества на следующее столетие. Она направлена на гармоничное достижение двух взаимосвязанных целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. И развитие экологического туризма, несомненно, должно служить реализации такой стратегии.
- 1. Глобальный финансовый кризис и состояние туризма в России.
- 2. Социально-экономическое значение туризма для региона
- 3. Особенности подбора и управления персоналом гостиницы.
- 4. Mice туризм
- 5. Безопасность туристской услуги.
- 6. Влияние социально-экономических, политических и экологических условий в стране на состояние развития туризма
- 7. Возможности регионов в развитии средств размещения и сервисного обслуживания туристов
- 8. Глобальные и локальные гостиничные цепи
- 9. Государственное регулирование туристского бизнеса в России
- 10. Деревенский туризм.
- 11. Детский туризм в Российской Федерации.
- 12. Документооборот в туризме
- 13. Изучение и освоение туристских районов
- 14. Инновации в скСиТ
- 15. Инновационные возможности развития туризма в регионе.
- 16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.
- 17. Категории гостиниц: система мировых стандартов
- 18. Классификация и деятельность туристско-экскурсионных организации
- 19. Классификация средств размещения.
- 20. Классификация туристских маршрутов
- 21. Критерии оценки массовости туризма в России
- 22. Критерии оценки туристских ресурсов региона
- 23. Культурный туризм
- 24. Маркетинг туризма на национальном уровне
- 25. Маркетинг туризма на региональном уровне
- 26. Маркетинговая стратегия туристской организации
- 27. Маркетинговые исследования в туризме
- 28. Международные и локальные гостиничные цепи.
- 29. Международные туристские выставки
- 30. Международный туристский рынок
- 31. Метод календарного планирования в туристском бизнесе
- 32. Методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей в социально-культурной сфере и туризме.
- 33. Мировые гостиничные цепи
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- 35. Основные направления укрепления деловых связей российских и зарубежных туристских фирм.
- 36. Основные особенности туристских услуг
- 37. Основные понятия о менеджменте в туристской отрасли
- 38. Основные цели туристических выставок и ярмарок.
- 39. Основы экскурсионной работы
- 40. Особенности налогообложения в туристском бизнесе
- 41. Особенности организации детского туризма в России
- 42. Особенности развития международного туристского рынка в 21 веке
- 43. Оформление документов туристов и туристских групп
- 44. Персонал гостиницы
- 45. Персонал туристской фирмы
- 46. Перспективы повышения массовости туризма в России
- 47. Понятие безопасности туристской деятельности
- 48. Понятие о туристском потенциале региона
- 49. Правовые основы туристической деятельности
- 50. Приоритетные виды туризма для региона
- 51. Проблемы подбора персонала и пути их решения в социально-культурной сфере и туризме
- 52. Программа освоения туристских ресурсов региона
- 53. Программа строительства малых гостиниц в Российской Федерации
- 54. Проектирование туристского продукта
- 55. Пропаганда турпродукта: сущность, цели и методы
- 56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
- 57. Развитие индустрии гостеприимства в России
- 58. Реклама в туризме
- 59. Реклама продукта: цели, виды, формы и средства
- 60. Роль военно-патриотических экскурсий в формировании личности
- 61. Роль информационных технологий в развитии туризма в России
- 62. Роль информационных технологий в развитии туризма
- 63. Роль России в развитии международного туризма
- 64. Роль туризма в интеграции региона в единое туристское пространство России
- 65. Роль турфирм в формировании программы освоения туристских ресурсов региона
- 66. Роль федерального центра в развитии средств размещения и сервисного обслуживания в регионах (федеральная программа развития туризма в России)
- 67. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура)
- 68. Сегментирование туристского рынка
- 69. Службы гостиниц
- 70. Службы гостиниц: их назначение и структура управления
- 71. Событийный туризм: особенности технологии
- 72. Составление пакета документов для туристов
- 73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
- 74. Состояние средств размещения и сервисного обслуживания в России
- 75. Социально-культурные аспекты приема туристов в регионе
- 76. Социальные технологии как фактор развития туризма
- 77. Социальный туризм и его клиенты
- 78. Социальный туризм: сущность, концепция, характеристика
- 79. Специфика организации международного туризма в России
- 80. Специфика организации туризма в России
- 81. Структура туристско-рекреационных потребностей населения региона
- 82. Структура управления туризмом в России
- 83. Сущность и особенности организации самодеятельного туризма
- 84. Сущность и особенности организации спортивного туризма
- 85. Сущность маркетинга и его особенности в социально-культурной сфере и туризме
- 86. Таможенные формальности
- 87. Тенденции развития международного туризма
- 88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
- 89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
- 90. Туристская услуга
- 91. Управление персоналом туристской фирмы
- 92. Факторы развития въездного туризма в регион
- 93. Факторы, влияющие на развитие международного туризма
- 94. Финансовые гарантии туристских услуг
- 95. Формальности прохождения границ
- 96. Функциональные обязанности сотрудников турфирм
- 97. Шенгенская виза: особенности въезда и выезда в шенгенское пространство
- 98. Экологический туризм
- 99. Этапы осуществления профессионального отбора специалистов для туристского бизнеса
- 100. Спортивный туризм