56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
Приемом и обслуживанием иностранных туристов в РФ, как и в других странах, должны заниматься турфирмы, специализирующиеся на этих операциях. Они называются принимающими или рецептивными турфирмами (сокращенно – фирмы-рецептивы). В российском законодательстве в отношении этих фирм используется термин «туроператор по приему».
Характер их деятельности, функциональная и организационная структуры сильно отличаются от фирм, занимающимся направлением российских туристов за границу.
Действительно, для того, чтобы турфирма-рецептив могла успешно осуществлять свою основную деятельность, т.е. принимать и обслуживать иностранных туристов на территории РФ, она должна соответствовать следующим требованиям:
• обладать необходимой информацией о конъюнктуре зарубежных туристских рынков, состоянии действительного и потенциального спроса на турпоездки в РФ;
• уметь правильно выбрать зарубежный рынок для продвижения российского продукта, сориентироваться на конкретный туристский спрос, оценить его количественные и качественные характеристики;
• иметь данные о туристских ресурсах РФ, а именно природно-климатических, этнографических, исторических, культурных и других туристских достопримечательностях, маршрутах и условиях путешествия;
• владеть полной информацией о материально-технической базе иностранного туризма в РФ (гостиницах и других средствах размещения, предприятиях питания, транспорте, экскурсионных бюро);
• иметь устойчивые деловые связи с российскими предприятиями туристской индустрии, опыт организации на высоком уровне приема и обслуживания иностранных туристов в РФ;
• иметь возможность активного продвижения российского турпродукта на зарубежных рынках посредством современных средств рекламы и информации;
• иметь эффективную партнерскую сеть за границей из числа иностранных фирм- туроператоров, способных полностью реализовать предлагаемый российской стороной турпродукт;
• знать и полностью соблюдать законодательство и нормативные акты РФ в области иностранного туризма, иметь необходимые связи с государственными и муниципальными учреждениями, контролирующими и регулирующими отрасль иностранного туризма в РФ;
• иметь право визовой поддержки зарубежных турфирм, обращающихся в консульские учреждения РФ за границей для получения российских въездных виз иностранными туристами, направляющимися в РФ. Право визовой поддержки (референс) выдается консульской службой Министерства иностранных дел РФ в соответствии с установленными правилами.
Следует подчеркнуть, что иностранные турфирмы очень требовательны в выборе своих партнеров в РФ. Любые недостатки, допущенные российскими принимающими фирмами в обслуживании иностранных туристов, в конечном счете, снижают авторитет, престиж иностранной фирмы в глазах ее клиентов, чего она не может допустить.
Поэтому иностранные фирмы-туроператоры при выборе российских партнеров требуют от них гарантии надежности, профессионализма, масштабности операций. При этом учитываются такие характеристики и требования, как организационно-правовая форма, размер уставного капитала, содержание учредительных документов, наличие страхового фонда, лицензии, сертификата качества, состояние банковского счета. Определенное значение имеет членство российской турфирмы в национальных и международных туристских ассоциациях и организациях, аккредитация со стороны авиакомпаний. Учитываются также и такие данные, как год создания фирмы, наличие ликвидных ценностей, объем и характер ее операций, состояние офиса и его оснащение современной техникой, численность и квалификация персонала туристской фирмы.
Для того чтобы фирма имела право принимать иностранных туристов на территории России, ей нужно получить референс.
Процедура оформления референса следующая:
1. Туристская организация, имеющая лицензию на осуществление туроператорской деятельности и планирующая заниматься приемом иностранных туристов, направляет в Департамент консульской службы (ДКС) МИД РФ соответствующее обращение.
2. К своему обращению туристская организация прилагает гарантийное письмо, в котором подтверждает ответственность организации за соблюдение правил пребывания иностранных туристов в РФ и их своевременный выезд, нотариально заверенную копию лицензии на осуществление туроператорской деятельности, а также выписку из реестра (который ведет Министерство экономического развития и торговли РФ), подтверждающую юридическую силу действия лицензии, выданной туристской организации на осуществление туроператорской деятельности на момент ее обращения.
3. Министерство иностранных дел РФ вносит туристскую организацию в реестр туристских организаций, осуществляющих прием иностранных туристов, и присваивает ей учетный номер.
4. Информация о туристской организации, включая учетный номер, направляется Министерством иностранных дел РФ в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.
5. Министерство иностранных дел РФ может при необходимости запросить дополнительную информацию о туристской организации у федерального органа исполнительной власти, выдавшего соответствующую лицензию, и других компетентных федеральных органов исполнительной власти, порядок взаимодействия с которыми регулируется межведомственными инструкциями.
6. В случае окончания или приостановления срока действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности либо при поступлении от уполномоченных государственных органов информации о нарушении туристской организацией законодательства РФ исключает эту туристскую организацию из реестра и информирует об этом дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также Министерство экономического развития и торговли РФ.
Утверждено положение о въездных визах.
Российское правительство Постановлением № 335 от 9 июня 2003 г. утвердило Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы.
В соответствии с этим Положением продлить срок действия визы или аннулировать ее могут специальные подразделения непосредственно на пункте пропуска через границу РФ. Срок оформления визы – не более 20 рабочих дней при предоставлении иностранным гражданином всех необходимых документов. Ответственность за соблюдение зарубежными гостями правил пребывания в России берут на себя принимающие туристские компании.
Порядок оформления подтверждения о приеме иностранного туриста и правила учета туристских организаций определены в приложениях к документу № 5 и № 6, которые приведены ниже.
Полный текст документа опубликован в «Российской газете» (№ 115 от 17.06.03).
Порядок оформления подтверждения о приеме иностранного туриста
Заполняется на русском языке либо на государственном языке страны, гражданином которой является иностранный турист.
В подтверждении о приеме иностранного туриста указывается:
В 1-й строке – номер документа, проставляемый типографским способом либо нумератором;
Во 2-й строке – название документа «О приеме иностранного туриста»;
В 3-й строке – однократная или двукратная виза;
В 4-й строке – гражданство;
В 5-й строке – дата предполагаемого въезда в РФ и дату предполагаемого выезда;
В 6-й строке – фамилия и имя (имена) иностранного гражданина, которому направлено подтверждение;
В 7-й строке – дата рождения и пол иностранного гражданина;
В 8-й строке – номер паспорта иностранного гражданина;
В 9-й строке – цель поездки (в соответствии с перечнем целей поездки);
В 10-й строке – маршрут и места размещения иностранного гражданина;
В 11-й строке – адрес туристской организации, принимающей иностранного гражданина, а также ее учетный номер по реестру туристских организаций, осуществляющих прием иностранных туристов;
В 12-й строке – дополнительные сведения.
Подтверждение о приеме иностранного туриста подписывается уполномоченным сотрудником туристской организации и заверяется печатью этой организации. Под подписью уполномоченного сотрудника проставляется дата оформления подтверждения.
Контрольный талон подтверждения о приеме иностранного туриста либо его копия хранится в архиве туристской организации, принимающей иностранного туриста, в течение 1 года с даты оформления подтверждения.
Подтверждение оформляется российской турфирмой по заявке иностранного партнера на приобретение тура в Россию по оговоренным условиям и ценам. В форму подтверждения вносятся все необходимые сведения о туристе и маршруте поездки, об условиях размещения, даты пребывания (въезда и выезда), а также указываются необходимые реквизиты принимающей организации. Подтверждение заверяется подписью руководителя фирмы и печатью. Аналогично заполняется и контрольный талон подтверждения. Затем левая часть бланка (собственно подтверждение) отрывается и направляется в иностранную турфирму (по факсу или почтой – в зависимости от существующего взаимного порядка приема документов консульскими учреждениями) для подачи заявки на визу для въезда в РФ. Правая часть бланка (контрольный талон) учитывается в российской турфирме вместе с документами по оформлению данной конкретной поездки.
Технология приглашения иностранных туристов следующая. Турфирме-партнеру (или частному лицу) нужно выслать подтверждение и ваучер о произведенной оплате. Оба документа необходимо представить в российское консульство. Контрольный талон фирма оставляет у себя.
В консульстве РФ в стране местожительства (отправления) иностранного туриста подтверждение является основным документом, на основании которого оформляется и выдается туристская виза. Бланк подтверждения возвращается туристу вместе с открытой визой. При совершении поездки подтверждение должно постоянно находиться у туриста. Оно может быть потребовано или предъявлено при прохождении пограничного контроля в пунктах въезда-выезда в РФ, при наступлении страховых случаев, происшествий, преступлений в отношении туриста или его собственности, при возникновении транспортных, финансовых или иного рода проблем, связанных с организацией поездки туриста на территорию РФ. В связи с этим консульства РФ рекомендуют иностранным туристам сохранять подтверждение в пакете остальных документов, необходимых для поездки, на все время пребывания на территории РФ. Эта форма подтверждения обязательная для всех турфирм, занятых приемом иностранных туристов в России.
Окончательное формирование туров по РФ может производиться российскими турфирмами самостоятельно или на основе заявок от иностранных партнеров и согласования с ними всех деталей и характеристик поездок.
Формирование туров по заявкам иностранных партнеров осуществляется двумя путями:
1. Для организации массовых серийных поездок иностранных туристов в РФ создаются, так называемые каталожные туры, которые выпускаются на рынок под ожидаемый спрос. Эти туры включаются иностранными турфирмами в рекламные каталоги на очередной сезон. Основные параметры этих туров определяются совместно российской и иностранной турфирмами на основании оценки и прогнозирования потребительского спроса, а также возможностей бронирования необходимых услуг.
Обсуждение каталожных туров: фиксирование дат и маршрутов, программ, содержания и классности пакета услуг должно происходить заблаговременно, до наступления туристского сезона, ведь иностранной фирме понадобится время на выпуск рекламы (каталога) и проведение компании по продвижению туров на рынке. Каталожные туры в зависимости от общего объема операций могут иметь несколько вариантов маршрутов путешествия по РФ и несколько дат начала и окончания каждого тура. Поэтому они часто в практике работы принимающих фирм называются серийными графиковыми турами. Эти графики согласовываются с иностранным партнером, и на их основании осуществляется заблаговременное бронирование необходимого количества мест в гостиницах, на предприятиях питания, на транспорте.
2. Другой путь формирования тура используется при организации приема и обслуживания отдельных групп или индивидуалов вне графиков.
Такие туры называются заказными турами, так как они разрабатываются с учетом конкретных пожеланий будущих участников поездки. Этот способ используется также фирмами, специализирующимися на организации индивидуального туризма. В отличие от групповых поездок, которым присущи общие стандарты для всех участников тура, индивидуальные туры формируются на основе исключительно личных пожеланий иностранного туриста, и поэтому они приобретают весьма разнообразные формы.
Однако, и в том и в другом случае роль российской турфирмы не должна носить механический, пассивный характер. Рекомендуется критически (конструктивно) оценивать заявки и пожелания фирмы или ее клиентов и выходить со встречными предложениями в части улучшения маршрута, комплексного обслуживания, включения в программу каких-либо интересных мероприятий или дополнительных услуг. Ведь российская турфирма обладает более полной информацией о туристских ресурсах страны и большим опытом организации путешествий иностранных туристов в РФ.
- 1. Глобальный финансовый кризис и состояние туризма в России.
- 2. Социально-экономическое значение туризма для региона
- 3. Особенности подбора и управления персоналом гостиницы.
- 4. Mice туризм
- 5. Безопасность туристской услуги.
- 6. Влияние социально-экономических, политических и экологических условий в стране на состояние развития туризма
- 7. Возможности регионов в развитии средств размещения и сервисного обслуживания туристов
- 8. Глобальные и локальные гостиничные цепи
- 9. Государственное регулирование туристского бизнеса в России
- 10. Деревенский туризм.
- 11. Детский туризм в Российской Федерации.
- 12. Документооборот в туризме
- 13. Изучение и освоение туристских районов
- 14. Инновации в скСиТ
- 15. Инновационные возможности развития туризма в регионе.
- 16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.
- 17. Категории гостиниц: система мировых стандартов
- 18. Классификация и деятельность туристско-экскурсионных организации
- 19. Классификация средств размещения.
- 20. Классификация туристских маршрутов
- 21. Критерии оценки массовости туризма в России
- 22. Критерии оценки туристских ресурсов региона
- 23. Культурный туризм
- 24. Маркетинг туризма на национальном уровне
- 25. Маркетинг туризма на региональном уровне
- 26. Маркетинговая стратегия туристской организации
- 27. Маркетинговые исследования в туризме
- 28. Международные и локальные гостиничные цепи.
- 29. Международные туристские выставки
- 30. Международный туристский рынок
- 31. Метод календарного планирования в туристском бизнесе
- 32. Методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей в социально-культурной сфере и туризме.
- 33. Мировые гостиничные цепи
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- 35. Основные направления укрепления деловых связей российских и зарубежных туристских фирм.
- 36. Основные особенности туристских услуг
- 37. Основные понятия о менеджменте в туристской отрасли
- 38. Основные цели туристических выставок и ярмарок.
- 39. Основы экскурсионной работы
- 40. Особенности налогообложения в туристском бизнесе
- 41. Особенности организации детского туризма в России
- 42. Особенности развития международного туристского рынка в 21 веке
- 43. Оформление документов туристов и туристских групп
- 44. Персонал гостиницы
- 45. Персонал туристской фирмы
- 46. Перспективы повышения массовости туризма в России
- 47. Понятие безопасности туристской деятельности
- 48. Понятие о туристском потенциале региона
- 49. Правовые основы туристической деятельности
- 50. Приоритетные виды туризма для региона
- 51. Проблемы подбора персонала и пути их решения в социально-культурной сфере и туризме
- 52. Программа освоения туристских ресурсов региона
- 53. Программа строительства малых гостиниц в Российской Федерации
- 54. Проектирование туристского продукта
- 55. Пропаганда турпродукта: сущность, цели и методы
- 56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
- 57. Развитие индустрии гостеприимства в России
- 58. Реклама в туризме
- 59. Реклама продукта: цели, виды, формы и средства
- 60. Роль военно-патриотических экскурсий в формировании личности
- 61. Роль информационных технологий в развитии туризма в России
- 62. Роль информационных технологий в развитии туризма
- 63. Роль России в развитии международного туризма
- 64. Роль туризма в интеграции региона в единое туристское пространство России
- 65. Роль турфирм в формировании программы освоения туристских ресурсов региона
- 66. Роль федерального центра в развитии средств размещения и сервисного обслуживания в регионах (федеральная программа развития туризма в России)
- 67. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура)
- 68. Сегментирование туристского рынка
- 69. Службы гостиниц
- 70. Службы гостиниц: их назначение и структура управления
- 71. Событийный туризм: особенности технологии
- 72. Составление пакета документов для туристов
- 73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
- 74. Состояние средств размещения и сервисного обслуживания в России
- 75. Социально-культурные аспекты приема туристов в регионе
- 76. Социальные технологии как фактор развития туризма
- 77. Социальный туризм и его клиенты
- 78. Социальный туризм: сущность, концепция, характеристика
- 79. Специфика организации международного туризма в России
- 80. Специфика организации туризма в России
- 81. Структура туристско-рекреационных потребностей населения региона
- 82. Структура управления туризмом в России
- 83. Сущность и особенности организации самодеятельного туризма
- 84. Сущность и особенности организации спортивного туризма
- 85. Сущность маркетинга и его особенности в социально-культурной сфере и туризме
- 86. Таможенные формальности
- 87. Тенденции развития международного туризма
- 88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
- 89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
- 90. Туристская услуга
- 91. Управление персоналом туристской фирмы
- 92. Факторы развития въездного туризма в регион
- 93. Факторы, влияющие на развитие международного туризма
- 94. Финансовые гарантии туристских услуг
- 95. Формальности прохождения границ
- 96. Функциональные обязанности сотрудников турфирм
- 97. Шенгенская виза: особенности въезда и выезда в шенгенское пространство
- 98. Экологический туризм
- 99. Этапы осуществления профессионального отбора специалистов для туристского бизнеса
- 100. Спортивный туризм