logo
Ответы на Госы

39. Основы экскурсионной работы

Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

Сущность экскурсии – экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:

1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);

2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);

3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);

4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);

5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

Тематика экскурсий – совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии является ее построение в соответствии с определенной темой.

Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема – понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.

Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии – тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий – важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.

Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.

Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.

Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.

Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем

Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса – тесная связь с объектами и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.

Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.

В ходе подготовки и реализации экскурсии должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.

Принцип научности – один из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с ним содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.

Принцип связи теории с жизнью – материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.

Принцип объективности – информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

Принцип доступности – экскурсионная информация должна быть доступной для восприятия потребителем.

Экскурсионный процесс выполняет ряд функций. Функции экскурсии – те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.

Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно выверенную информацию по теме.

Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.

Функция расширения кругозора – одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.

Функция подготовки и переподготовки кадров – ряд специализированных экскурсий способствуют подготовке будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий.