logo search
Технология и организация экскурсионных услуг

Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности

Какова бы ни была тема экскурсии, для ее успешного проведения важную роль играет система логических приемов, способствующих усвоению экскурсантами материала экскурсии.

Познание — это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. Процессы мышления базируются одновременно как на логическом, так и на чувственном (психогическом) восприятии, переработке и усвоении информации. Приемы, сочетающие элементы логики и психологии, успешно применяются в экскурсионной деятельности.

Логика — наука о законах человеческого мышления (законах тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) и его формах (суждениях, умозаключениях).

Звание логических законов помогает экскурсоводам построить оптимальную композицию экскурсионного текста, последовательно раскрыть основные вопросы, тему и подтемы экскур­сии; обеспечить доказательность изложения информации и соот­ветствие вербального и зрительного ряда на маршруте, аргумен­тировать выводы по выдвигаемым тезисам через убеждение.

Убеждение — это метод воздействия на сознание, чувства, во­лю экскурсантов в процессе общения, изложения (сообщения), разъяснения и доказывания важности или недопустимости того или иного положения (взгляда, поступка) с целью побудить слу­шающего изменить сложившиеся у него взгляды (установки, по­зиции, оценки) либо разделить воззрения и представления гово­рящего. Механизм убеждения основан на активизации умствен­ной деятельности человека, обращении к рациональной стороне его сознания. Предполагается, что убеждаемый должен сделать сознательный выбор путей и средств достижения цели. Следова­тельно, чтобы убедить человека, надо привлечь его внимание, доступно изложить и разъяснить ему информацию, привести сильные аргументы.

Убедить участников экскурсии — значит логическими рас­суждениями и умозаключениями добиться, чтобы экскурсанты восприняли точку зрения экскурсовода, согласились с ней и в дальнейшем были готовы защищать ее или действовать в соот­ветствии с ней. Прибегая к убеждению, экскурсовод сознает, что экскурсант может иметь точку зрения, не совпадающую с предла­гаемой ему концепцией. Другими словами, он признает некото­рую зависимость от экскурсанта.

Роль и возможности убеждения оцениваются в литературе поразному: одни авторы не сомневаются в действенности метода, другие отрицают его эффективность, утверждая, что убеждение бессильно перед критичностью мышления, которая возрастает вместе с увеличением объемов продуцированной информации. Следует отметить, что не все люди в равной степени толерантны к точке зрения воздействующего лица, если идущая от него инфор­мация не согласуется с имеющимися у них установками. Экскур­совод не может игнорировать этот факт, он должен опираться на принцип доступности, т.е. учитывать знания и опыт экскурсантов, их потребности, интересы и внутреннюю (психологическую) предрасположенность к восприятию информации.

Сомнения экскурсантов служат предпосылкой для подключе­ния такого мощного инструмента, как аргументация.

Аргументация — это метод приведения логических доводов с целью доказательства истинности какого-либо положения. Он осуществляется через привлечение различных средств психического воздействия и расположение аргументов в особом порядке. Экскурсовод, обосновывая высказываемую идею, опирается на зрительный ряд маршрута и материалы портфеля экскурсовода.

В процессе аргументации формируется определенная позиция по обсуждаемой проблеме. Чтобы изменить мнение экскурсантов в желаемом направлении или закрепить имеющиеся у них пред­ставления, руководителю экскурсии требуются большие знания и умение концентрировать внимание группы, напористость (при соблюдении чувства меры), хладнокровие и такт. К мнению экскурсанта следует относиться уважительно, даже если оно не совподает со взглядами экскурсовода. Чтобы аргументы привели к желаемому результату, необходимо правильно определить задачи, очертить минимальные и максимальные цели и предусмотреть пути достойного отступления на случай неблагоприятного поворота беседы (ведь монолог в экскурсии часто переходит в диалог).

Таким образом, тактика аргументирования должна быть разработана экскурсоводом заранее и доведена до совершенства с учетом следующих условий:

♦ терминология должна быть понятна аудитории;

♦ ходе рассказа целесообразно проверять воздействие аргументов, используя прием «вопрос — ответ»;

♦ навязчивая аргументация вызывает у некоторых людей отторжение, т.е. дает обратный эффект;

♦ наглядность укрепляет доказательность, поэтому в портфеле экскурсовода должны быть хорошо выполненные схемы, графики, рисунки.

В деятельности экскурсовода немаловажное значение имеет владение приемами, усиливающими аргументацию.

Ссылка на авторитетные источники — наиболее простой и широко используемый прием. Экскурсовод приводит цитаты, афоризмы, мнения известных людей, ссылается на публикации в прессе, информацию, переданную по радио или телевидению, на­конец, на авторитет общественного мнения. Экспериментально установлено, что сведения из авторитетного источника вызывают больше доверия, чем из малоизвестного. Это обстоятельство нельзя не учитывать и, чтобы завоевать доверие к своему мне­нию, подкреплять его аргументами из документальных и других достоверных источников.

Доказательство фактами (цифрами и примерами) — рас­пространенный и надежный прием аргументирования. Факт — реально существующее, невымышленное событие или явление, то, что произошло на самом деле. Однако важно не допустить серьезной ошибки — отрыва факта от контекста или обстановки, в которой произошли события. Экскурсоводу следует вниматель­но относиться к выбору фактов, использовать только хорошо про­веренные источники.

Иллюстрация — это показ натуральных предметов или явлений либо их изображения в виде схем, графиков, фотографий, слайдов, картин, демонстрация кинофильмов, видеозаписей и репортажей. Фактический зрительный ряд, образный материал позволяет дос­тупно толковать связи между явлениями, доказывать истинность выдвигаемых тезисов, определений и гипотез. Речь, состоящая из одних рассуждений и фактов, не затрагивает воображения людей. Считается, что через зрение человек усваивает 80-90 % информа­ции. Высокая эффективность воздействия наглядных средств объяс­няется активным участием зрительного канала в их восприятии. Именно поэтому экскурсия является эффективным процессом по­знания окружающей действительности.

Однако далеко не все объекты экскурсии располагают к на­глядному показу, многие из них по разным обстоятельствам оказались разрушены или были утрачены. Задача экскурсово­да — живо и образно воссоздать недостающие элементы зритель­ного ряда, так чтобы у экскурсантов сложилось впечатление, будто они воочию наблюдали объекты экскурсионного показа. При этом желательно не допускать абстрактных, мало волную­щих аудиторию рассуждений, опираться на легкую для запоми­нания информацию.

Спор и дискуссия — не совсем обычные приемы для экскурси­онной деятельности, но они способствуют активизации (точнeee, возрождению) внимания слушателей. Словесное состязание (спор), в котором каждый отстаивает свое мнение, используется, если известно,что экскурсия организуется для достаточно подго­товленной и опытной аудитории (например, учебная экскурсия). Одной из активных разновидностей спора является дискуссия. Она, как правило, вызывает большую удовлетворенность и обеспе­чивает лучшее усвоение темы, однако занимает много времени и обязательно требует от экскурсовода полемического мастерства и умения управлять аудиторией.

Естественно, спор в экскурсионной деятельности носит друже­любный характер. Если страсти накаляются, для разрядки напря­жения и создания располагающей к общению обстановки уместно пошутить. Юмор помогает завоевать внимание всей аудитории ли­бо отдельных участников, вывести экскурсовода или членов груп­пы из затруднительного положения (например, в ходе спора). Удач­ная шутка вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность, обеспечивая положительное восприятие последующей ин­формации. Но этим инструментом следует пользоваться осмотри­тельно, чтобы невольно не обидеть кого-либо из экскурсантов.

Прием неожиданности построен на психологическом воздей­ствии, включающем элементы логики. К числу причин, спо­собных пробуждать и поддерживать непроизвольное внимание субъекта воздействия, относится не только новизна раздражи­теля, но и степень его интенсивности. Всякое достаточно сильное раздражение — громкий звук,яркий свет,неожиданный поворот событий, новая значимая информация — невольно может привлечь внимание.

Рассмотрим и другие психологические приемы, в той или иной степени связанные с логикой.

Информирование — это сообщение экскурсантам сведений о внутреннем и внешнем состоянии объектов экскурсионного по­каза и имеющих отношение к ним людях, предметах, явлениях, процессах. При передаче информации важно придерживаться ряда логических, психологических и этических правил. Инфор­мация должна быть ясной, точной, последовательной, содержательной, интересной и, по возможности, краткой. О вещах неприятных следует сообщать дипломатично.

Выдвижение тезиса — самое простое воздействие, которое не предполагает особых средств привлечения внимания или аргу­ментации. Тезис — это основная мысль, идея или положение, ис­тинность которых требуется доказывать, но выдвижения тезиса бывает достаточно, чтобы вызвать нужную реакцию. В экскур­сии допускается предлагать к рассмотрению несколько тезисов одновременно. Тезис не может содержать противоречий и подразумевает наличие подтверждающих фактов. Психологическое и логическое значение тезиса заключается в том, что он концен­трирует внимание, направляет мышление по заданному, четко очерченному пути.

Аналогия — прием, используемый, когда нет прямых фактиче­ских данных, подтверждающих выдвигаемый тезис. Суть его за­ключается в установлении сходства между предметами или явле­ниями по некоторым позициям, с тем чтобы далее проверить идентичность по всем остальным.

Определение понятий как совокупности суждений и существен­ных признаков какого-либо предмета или класса предметов прак­тикуется в экскурсиях, главной целью которых является информирование о научных или практических достижениях, причем пред­мет рассмотрения должен быть достаточно изучен. Давая определе­ние объекта показа, экскурсовод указывает на его признаки. Определение тем полнее, чем больше признаков перечислено.

Выдвижение гипотезы — прием, применяемый, если исход­ных данных об экскурсионном объекте недостаточно. Гипотеза, как известно, — это догадка, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Обладающий способностью пред­лагать продуктивные гипотезы экскурсовод в значительной сте­пени повышает результативность своей деятельности. Психоло­гически механизм этого приема объясняется способностью чело­века на основании своего опыта предугадывать наступление тех или иных событий, либо по отдельным деталям воссоздавать картину прошлого, либо, представив себя на месте другого, ду­мать так, как думает (или думал) он. Гипотезы нуждаются в про­верке и подтверждении научными и практическими фактами. Оправдавшиеся предположения способствуют повышению авто­ритета выдвинувших их лиц.

Объяснение применяют, чтобы устранить трудности и облег­чить восприятие информации, когда выдвигаемые тезис, опреде­ление или гипотеза недостаточно ясны и доступны для понима­ния. Это более подробное и широкое толкование с использовани­ем понятных терминов и дополнительных сведений. Объяснение опирается на интеллектуальный запас экскурсанта и одновременно пополняет его через пространственно-временную или методологическую связь явлений.

В экскурсии могут использоваться следующие виды объяснения:

а) комментирование (рассуждения, пояснительные и критические замечания);

б) толкование (прояснение смысла);

в) упрощение (изменение первоначальной информации и приведение ее в удобный и доступный для восприятия вид).

Описание — это перечисление ряда существенных признаков познаваемого предмета или личности человека, более или менее полного раскрывающих суть познаваемого. Описание может пред­шествовать определению или дополнять его.

Характеристика — прием очень близкий к описанию. Он используется для более наглядного представления материала. Ха­рактеризуя предмет, мы указываем на его какие-либо заметные признаки, имеющие значение в данной ситуации. Характеризуя человека, мы отмечаем его положительные и отрицательные черты, профессиональные знания, умения и навыки, отношение к людям, способность к самооценке, особенности эмоционально-волевой сферы. Характеристика может быть полной и краткой, правильной и ошибочной, разносторонней и однобокой. Важнейшее требование к характеристике — объективность, однако любая характеристика, даваемая одним лицом (экскурсоводом) другому, основывается на индивидуальном видении и опыте, а следовательно, в какой-то мере субъективна. В отличие от описания характеристика включает более точные параметры и оценки, получаемые чаще всего с помощью объективных методов наблюдения, анализа документов, экспертных оценок и т.д.

Сравнение по сходству и различию используют, чтобы лучше оценить отдельный предмет или конкретного человека. Качест­венные отличия, свойства и признаки можно увидеть, сравнивая, сопоставляя объект с неким эталоном или другим однородным объектом. И только тогда полученные результаты приобретут некоторую информационную значимость.

При сравнении по сходству предметы сопоставляют без анализа мнений разных лиц о каком-либо из них. В этом случае не требуется контрастность, оттеняющая различия при противопоставлении объектов, предметов, ситуаций, понятий, мнений. Приемы сравнения и различия особенно актуальны в тематичес­ких экскурсиях.

Внушение — способ целенаправленного вербального воздейст­вия на экскурсантов. При этом ставится цель добиться некритиче­ского восприятия или усвоения какой-либо информации. Послед­няя доводится до субъектов (экскурсантов) в законченном виде, так что ее ценность и значимость не вызывают сомнения и желания прибегнуть к анализу. Различают прямое и косвенное внушение.

Прямое внушение достигается путем непосредственного вер­бального воздействия на субъектов эмоционально насыщенным голосом. Словесная форма имеет вид прямой речи. Рассказ экс­курсовода при этом может сопровождаться средствами, усилива­ющими эффект воздействия (жесты, мимика, интонация, ритм). Громкость варьируется в зависимости от индивидуальных состо­яний внушаемых и важности фраз.

Косвенное внушение может не иметь вербальной формы, по­скольку сила воздействия экскурсовода заключена не в словах, а определяется его внешним видом и авторитетом. Это обязывает экскурсовода заботиться о своем облике, чтобы каждая деталь подчеркивала значимость того, что он делает.

Итак, с точки зрения логики экскурсия как сложный процесс требует серьезной подготовки. Экскурсоводу необходимо обла­дать богатой эрудицией, уметь преподносить свои знания в до­ступной и яркой форме, применять логические приемы для воз­действия на экскурсантов, обеспечивая успех экскурсии, делая ее интересной и запоминающейся.