logo search
ТУРИЗМм

12. Понятие и виды деятельности туроператора

Туроператор - это туристская фирма (организация), зани­мающаяся комплектацией туров по договорам с поставщика­ми услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор _ это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рас­считывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств.

ТО роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в са­молетах, комнаты в отелях), формируют пакеты туруслуг и про­дают их прямо или косвенно различным пользователям (турис­там) с целью получения прибыли. Туроператор может продавать туруслуги раздельно. Это делается либо из соображений полу­чения прибыли, либо по необходимости.

В первом случае, когда Туроператор формирует пакет, он вы­ступает в роли производителя туристских продуктов. Во втором случае, когда Туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Ос­новным видом деятельности туроператора является формирова­ние туров или пакетов услуг (турпакетов).

Основные различия между туроператором и турагентом:

А. По системе доходов:

Туроператор покупает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и це­ной продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования.

Турагент же действует как розничный продавец, и его при­быль получается из комиссионных за продажу чужого турист­ского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и от­дельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

Б. По принадлежности туристского продукта:

Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (ус­лугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

Однако в повседневной практике иногда бывает трудно оп­ределить четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку они могут решать сходные задачи. Туристская орга­низация может быть одновременно и турагентом, и туроперато­ром. Например, фирма как туроператор разрабатывает маршру­ты и продает их туристам и другим агентствам; в то же время это туристское предприятие как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции на туристском рынке - все это повлия­ло на структуру туроператоров и предопределило их дальней­шую специализацию.

Туроператоры подразделяются:

По виду деятельности:

1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового ту­ризма.

2. Специализированные операторы - это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте

рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь они могут быть:

а) туроператорами специального интереса (например, спор­тивно-приключенческого туризма, организации сафари в Афри­ке и т. д.);

б)туроператорами специального места назначения (напри­мер, поездки в Англию, Францию и т. д.);

в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесменов и т. д.);

г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.);

д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта (теплоходы, поезда и т. д.). По месту деятельности:

1. Местные (внутренние) туроператоры. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.

2. Выездные туроператоры ориентируют турпакеты на за­рубежные страны.

3. Туроператоры на приеме. Они базируются в стране на­значения и обслуживают прибывающих туристов.

Кроме того, принято разделять туроператоров на инициа­тивных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправ­ляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договорен­ности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от ту­ристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего, по нормам Всемирной ту­ристской организации (ВТО), не менее чем из трех услуг (раз­мещения, транспортировки туристов и любой другой, не связан­ной с первыми двумя).

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.)- Это чистая форма туроперейтинга.

По законодательству Российской Федерации туроператором считается та туристская организация, которая формирует свой собственный туристский продукт и выпускает на него свою пу­тевку. Эти требования такая фирма выполняет. Несмотря на то что путевка в данном случае является формальным приложени­ем к договору с туристами (основным документом, предъявляе­мым в месте обслуживания, является ваучер), она все же выпус­кается, поскольку на территории России этот туристский про­дукт первичен и является собственным продуктом для данной туристской фирмы. Агентства, которые в даль­нейшем уже перепродают продукт (и путевку) нашей турист­ской фирмы на условиях комиссии и являются в таком случае турагентствами.