logo
ТУРИЗМм

14.Водный туризм. Менеджмент организации морских и речных круизов.

Теплоходное путешествие (круиз) представляет собой тури­стскую поездку по реке или морю, как правило с заходом в пор­ты, на борту специального пассажирского судна. По сути дела круиз представляет собой морской тур, в базо­вую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна, в частности: проезд на судне; проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса); трехразовое пи­тание; развлечения и, как правило, целый ряд специальных ме­роприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Водные круизы организуются как по морям, океанам, так и по разным рекам. В организации морских и речных круизов много общего. Однако по вместимости судов, организационным особенностям, программам обслуживания, а также по месту проведения туров среди морских и речных круизов есть ряд различий.

Морские круизы

Сегодня в мире морские круизы переживают счастливый пе­риод подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конст­рукции пассажирских судов, повышается их комфортабель ность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. По всему миру насчитывается несколько десятков специа­лизированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая часть операторов круи­зов объединена в профессиональную международную ассоциа­цию - Cruise Line International Association (CLIA). Она осу­ществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.

Многие туристские агентства, особенно те, что специализи­руются на отдыхе и круизах, также являются членами этой Ас­социации. CLIA объединяет около 33 турфирм, специализи­рующихся на продаже круизов и более 20 тыс. туристских агентств, занимающихся продажей круизных поездок. За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Теплоход превратился в плавучий отель, где царит атмосфера развлечений и праздника. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения.

Продолжительность круизов. Специалисты считают, что круиз продолжительностью в одну неделю является и будет оставаться основным. Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круи­зов) является классическая европейская система, которая пре­дусматривает морское путешествие с заходом в различные пор­ты с экскурсионной программой.

Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту.

Основные круизные регионы:

1) Средиземное море - с мая по октябрь;

2) Карибский бассейн - зимние месяцы;

3) вокруг Европы и Скандинавии - с середины мая до конца августа.

Категории круизных компаний. По технической оснащен­ности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов и ряду других показателей круизные компании подразделяются на четыре основные категории:

• стандартные (их обычно обозначают ***), например Dol­phin cruise line;

• первоклассные (****) - Costa Cruises, Norvegian cruise line;

• престижные (*****) - Holland America line, Celebrity Cruises;

• супер-люкс (******)_ Seabourn и др.

Оплата на судах зависит:

• от комфортабельности судна;

• категории каюты, которая определяется в зависимости от основных и дополнительных условий комфортабельности.

Обязательными приложениями к договору являются:

1) расписание движения судна, согласованное с туристской организацией;

2) план-карта судна, утвержденная на момент заключения до­говора;

3) расчет платы за аренду судна по категориям кают и эле­ментным ставкам для каждого морского бассейна с учетом се­зонных скидок.

Речные круизы

В отличие от морских речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют берего­вой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками.

На Западе спрос на речные круизы повышается с каждым го­дом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует.

Теплоходы, выполняющие круизные программы по рекам Германии, Великобритании, Франции и Голландии, представля­ют собой однопалубные и двухпалубные теплоходы специаль­ной постройки или, в некоторых случаях, переоборудованные самоходные баржи. Их особенность заключается в том, что все они имеют низкую осадку и надстройку. Это связано с тем, что большинство маршрутов пролегает по узким каналам и теплоходы вынуждены проходить под низкими створами мостов и по мелководным рекам. Соответственно вместимость таких судов очень маленькая. Однако владельцы теплоходов стараются как можно комфортнее и уютнее оформить свое судно, снабдить его самым необходимым. Среди них присутствуют как однозвез-дочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса «люкс». Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но тем не менее этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются ли­ца пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжи­тельности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.

Продажа речного круиза идет напрямую, когда фирмы-судо­владельцы или фирмы-арендаторы реализуют турпродукт через собственную контору либо продают его через сеть специализи­рованных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры и автобусные поездки.

Заключение договоров между пароходствами и туристски­ми организациями обычно заканчивается до 30 декабря предше­ствующего обслуживанию года. Договор может быть заключен на срок от одного года до 3 лет. Расписания (графики) движения туристских судов в границах одного пароходства разрабаты­ваются и утверждаются им по согласованию с заинтересован­ной туристской организацией до 1 декабря предпланового года.

После подписания договоров туристские организации имеют право начать реализацию путевок на круизные рейсы. Путевки служат основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (одного комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионного обслуживания.

После составления расписаний фрахтователь получает на ру­ки график следования теплохода, на основе которого составляет схему экскурсионного обслуживания. Происходит заблаговременный заказ биле­тов и экскурсоводов в музеях и исторических комплексах по маршруту следования и согласно экскурсионной программе. Перед началом навигации представители пароходства и тур­фирмы - проводят осмотр пассажирских помещений и оборудова­ния с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт.

При обслуживании туристов на теплоходных турах прини­мают участие:

• экипаж судна;

• работники судовых ресторанов;

• круизная туристская бригада.

Экскурсионные и прогулочные рейсы. К экскурсионным рейсам относятся поездки экскурсантов, совершаемые на реч­ных судах с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями продолжительностью не более 24 часов.

К прогулочным рейсам относятся перевозки групп туристов, совершаемые непродолжительное время с целью отдыха и озна­комления с памятными историческими и другими достоприме­чательными местами, осуществляемые, как правило, между двумя постами с заходами и остановками в них или без заходов и остановок. Эти рейсы могут быть продолжительностью более или менее 24 часов.

Рейсы продолжительностью менее 24 часов совершаются, как правило, судами портового флота и проводятся в пригород­ных и внутригородских зонах.