logo
ТУРИЗМм

18. Основы туристскОго законодательстВа

Законодательную основу туризма в России составляет Граждан­ский кодекс Российской Федерации (часть I введена в действие с 1 января 1995, часть II - с 1 марта 1996) - закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в резуль­тате реформ отношений. Гражданский кодекс РФ определяет основ­ные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защи­щает экономические и личные права граждан, устанавливает прави­ла об имущественном и рыночном обороте. Регламентирует систему туристского предпринимателйетва, правоприменительных и договор­ных отношений в сфере туризма. Законодательство Российской Фе­дерации о туристской деятельности состоит из Закона РФ «Об осно­вах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Рос­сийской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к-рые не могут противоре­чить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ «ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» . Принят в 1996 (№ 132-ФЗ); определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникаю­щие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностран­ных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет поря­док рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.В Законе (Ст. 1) приводятся 18 основных понятий, к-рые являют­ся нормативными и имеют лишь указанное в Законе значение: туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной, ту­ризм въездной, туризм социальный, туризм самодеятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, туристский продукт, продвижение туристского продукта, туроператорская деятельность, турагентская деятельность, услуги гида-переводчика, туристская путевка, туристский ваучер.

Закон определяет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. В частности, указано, что государство признает туристскую деятель­ность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Государство призвано создавать условия, благоприятные для развития туристс­кой деятельности, формировать представление о России как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту рос­сийских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности (Ст. 4) являются: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей среды; создание условий для деятельности, на­правленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граж­дан при совершении путешествий; создание новых рабочих мест; уве­личение доходов государства и граждан РФ; развитие международ­ных контактов; сохранение объектов туристского показа; рациональ­ное использование природного и культурного наследия.

Приоритетные направления государственного регулирования ту­ристской деятельности - поддержка и развитие внутреннего, въезд­ного, социального и самодеятельного туризма.

Это регулирование должно осуществляться, в частности, путем создания нормативных правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвиже­нии туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рын­ках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопаснос­ти; создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налоговой и таможенной поддержки туроператоров и ту­рагентов, занятых внутренним и въездным туризмом; содействия под­готовке кадров для туристской отрасли; развития научных исследо­ваний; содействия участию российских туристов, туроператоров, ту­рагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечения картографической продукцией.

Закон устанавливает (Ст. 5), что в целях защиты прав и интере­сов туристов осуществляются лицензирование и стандартизация ту­роператорской и турагентской деятельности, а также объектов тури­стской индустрии, сертификация туристского продукта.

В Законе прописаны права и обязанности туриста (Ст. Ст. 6, 7) при подготовке и во время совершения путешествия, соответствую­щие международным нормам, в частности, право на возмещение убыт­ков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения усло-ний договора розничной купли-продажи туристского продукта тур­оператором или турагентом.

Гл. IV Закона посвящена особенностям туристской деятельности в условиях туристского рынка, в частности, вопросам реализации туристского продукта; выполнению обязательств по заключенным договорам (Ст. 10). Гл. V - объединениям туроператоров и тураген-тов, объединениям туристов, условиям их деятельности. Отдельные главы Закона раскрывают особенности туристской деятельности в отношении использования туристских ресурсов (гл. VI); условия и гарантии обеспечения безопасности туристов и организации страхо­вания в туризме (гл. VII); основы международного сотрудничества в сфере туризма (гл. VIII); ответственность за нарушение законодатель­ства РФ о туристской деятельности (гл. IX).

ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВО­РАХ». Принят в 1995 (№ 101-ФЗ); определяет правовую основу меж­дународного сотрудничества России, в т.ч. в сфере туризма.

Право граждан на отдых- конституционная гарантия гражданам РФ; область государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации в целях его обеспечения.

П.г. на свободу передвижения- конституционная га­рантия гражданам РФ; область государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации в целях ее обеспе­чения.

П. международное- Российская Федерация признает (Кон­ституция РФ, 1993) приоритет международного права (в т. ч. в обла­сти туризма) в тех случаях, когда действующее национальное зако­нодательство или иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм (Закон РФ «Об основах турис­тской деятельности в РФ», 1996).

Правовая работа в туризме - динамика правового обеспечения, процесс создания и использования правовых норм для регулирования деятельности туристско-экскурсионных хозяйств. Обязательна для центрального органа управления туристско-экскур-сионной системой, для объединений и предприятий, всех должност­ных лиц во всех областях их деятельности. Правовой статус туристс-ко-экскурсионного предприятия после перевода на хозрасчет стал впервые определяться с помощью закона, обращенного непосред­ственно к трудовым коллективам, органам управления, должностным лицам и гражданам.