logo
ТУРИЗМм

23. Железнодорожный туризм. Организация железнодорожных туров.

Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения.

Железные дороги исторически активно участвовали в разви­тии туристского движения.

Но все же довольно серьезную конкуренцию железнодорож­ным перевозкам на короткие расстояния, а также на экскурси­онных маршрутах составляют автомобильные перевозки.

Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и до­говоров.

Главный орган, регулирующий железнодорожные перевозки в РФ, - это Министерство путей сообщения РФ (МПС).

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике дви­жения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригород­ные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относит­ся и к туристским поездам.

Рейсовые поезда. следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике дви­жения, которые, в свою очередь, подразделяются:

- Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пре­делах области или края. Поезда совершают час­тые остановки на местных станциях. Места в вагонах ненуме­рованные.

- Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги. За исключени­ем скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совер­шают частые остановки - практически на всех станциях.

- Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разде­ляются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Внерейсовые (чартерные) поезда. комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относит­ся и к туристским поездам.

Это специально назначаемые вне регулярного расписания за­казные поезда. К специальным поездам часто относятся туристско-экскурсионные поезда, также следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам мар­шрутов и графикам движения, и экскурсионно-туристских целей. Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.

Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.

Потребности населения в путешествиях зависят от сезонности, периода от­пусков, выходных дней и общенациональных праздников, нача­ла учебного года, школьных и студенческих каникул. Рацио­нальное использование подвижного состава и эффективное ис­пользование технических и основных средств и пропускной способности дороги в целом требуют надежного оперативного регулирования и корректировки протяженности маршрутов.