logo search
Пособие по л

Глава 14. Урок по легкой атлетике как основная форма занятий в учебном учреждении

Основной организационной формой легкоатлетических занятий в любом учебном учреждении является урок. Как правило, уроки проводятся по упорядоченному институтскому или школьному расписанию. Урочным формам присуще постоянство состава занимающихся и их возрастная однородность в учебных группах. Это позволяет учитывать подготовленность, индивидуальные особенности занимающихся и тем самым способствует лучшему осуществлению намеченного плана занятий.

Урок по легкой атлетике может быть теоретическим и практическим.

На теоретическом уроке занимающиеся приобретают основные знания по теории и методике легкой атлетике. На практическом уроке занимающиеся повышают общую и специальную физическую подготовленность, овладевают техникой легкоатлетических упражнений, совершенствуются в конкретном виде легкой атлетики.

Теоретические уроки проводятся в форме лекций, семинарских и методических занятий по разбору вопросов техники выполнения отдельных видов легкой атлетики, методики тренировки в них, организации работы по легкой атлетике и пр.

На практических уроках могут быть поставлены задачи различного характера: совершенствовать определенные физические качества, усвоить новый материал или закрепить ранее пройденный, проверить подготовленность занимающихся.

Практические уроки проводятся по общепринятой структуре, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Задачи подготовительной части урока.

1. Организация группы, разъяснение и привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального тонуса, усвоение строевых навыков.

2. Усиление обмена веществ и вегетативных функций организма (сердечной и дыхательной деятельности), обеспечение оптимальной эластичности мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата.

3. Специальная подготовка в соответствии с предстоящим занятием бегом, прыжком, метанием: «двигательная настройка» (врабатывание в режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций); «психическая настройка» (обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче, создание оптимальной психической готовности к занятию).

В начале каждого занятия, прежде всего, следует организовать группу и подготовить ее к выполнению задач урока. Поэтому с самого начала урока необходимо сосредоточить внимание занимающихся на предстоящей работе, создать нужное эмоциональное настроение. Организму занимающихся необходимо некоторое время (период врабатываемости) чтобы работа мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем стала согласованной. С помощью специально-подготовительных упражнений, не требующих больших затрат энергии, занимающиеся подготавливаются к более интенсивной (более эффективной) работе в основной части урока. Обычно общую и специальную подготовку, проводимую в подготовительной части урока, называют разминкой (общей и специальной).

После рапорта, проверки присутствующих, объяснения задач урока и других указаний обычно применяется медленный бег (4-7 мин.). После бега и активного отдыха (обычной ходьбы или выполнения строевых команд и приемов) в течение 1-2 мин. следует серия из 10-15 подготовительных упражнений для мышц и связок рук, плечевого пояса, туловища и ног. Задача этих упражнений – разогреть мышечные группы, недостаточно участвовавшие в беге, улучшить гибкость, двигательную ловкость, общую согласованность движений. На все это отводится примерно 12-16 мин. После непродолжительного отдыха (аналогичного тому, что имел место после медленного бега) занимающиеся приступают к специализированной разминке (8-12 мин.). В целом подготовительная часть урока занимает 25-35 мин. (на уроке по физической культуре в школе, продолжительность которого 30-40 мин., длительность подготовительной части вынужденно придется ограничить 18-20 мин.).

Задачи основной части урока.

1. Улучшение функционального состояния, повышение уровня физического развития и общей физической подготовленности.

2. Овладение техникой легкоатлетических упражнений, совершенствование ее, повышение уровня специальной физической подготовленности (исходя из специфики изучаемого или основного легкоатлетического упражнения).

3. Формирование и совершенствование тактического мастерства, воспитание морально-волевых качеств.

Содержание основной части урока может быть различным. Подбор соответствующих средств и методик проведения занятия будет зависеть от подготовленности занимающихся, сложности изучаемого вида легкой атлетики, условий и места проведения урока, требований рабочей программы и т.п.

Начинать основную часть урока лучше с наиболее сложных заданий, связанных с овладением новым материалом большой координационной сложности (овладение техникой упражнения или ее совершенствование). Во второй половине основной части урока целесообразно применять преимущественно упражнения, совершенствующие двигательные качества (быстроту, силу, выносливость), если, естественно, задачи урока предусматривали не только техническую, но и физическую подготовку.

Продолжительность основной части урока, как правило, лимитируется стандартной длительностью учебных занятий, характерной для конкретного учебного учреждения. Обычно она составляет 50-65% от общего времени, отводимого на урок (при продолжительности учебного занятия в вузе 80 мин., основная часть должна составлять 35-50 мин.).

Задачи заключительной части урока.

1. Создание условий для снижения интенсивности деятельности органов дыхания и кровообращения (эта интенсивность снижается до исходного уровня); уменьшение мышечного напряжения; обеспечение плавного перехода к менее активной деятельности или отдыху.

2. Подведение итогов занятия и оценка деятельности занимающихся. Определение содержания домашнего задания.

Быстрый переход от большой и длительной работы к полному покою вреден. В заключительной части применяют упражнения средней интенсивности, простые по координации движений и уже известные занимающимся. Обычно подбираются легкодозируемые упражнения: умеренный бег, ходьба, элементарные движения, дыхательные упражнения и пр. Например, после беговой нагрузки, направленной на совершенствование общей выносливости, можно предложить занимающимся пробежать 400-800 м (постепенно переводя темп бега со среднего на медленный), потом пройти шагом 150-300 м (также с постепенным уменьшением темпа ходьбы) и сделать небольшой комплекс дыхательных упражнений (2-4 упражнения, выполняемые по 8-12 раз). Продолжительность заключительной части урока обычно составляет 5-10 мин.

Решая задачи организации занимающихся на уроке, используют в основном четыре метода: фронтальный, групповой, поточный и индивидуальный.

При фронтальном методе всем занимающимся дается одно и то же задание, и оно должно быть выполнено одновременно. Например, все ученики (или студенты) одновременно выполняют толчок ядра с места, и потом они идут за снарядами, но только после соответствующей команды преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы. Каждая группа получает от преподавателя свое задание. Преподаватель после назначения старшего в каждой группе (т.е. контролирующего выполнение задания) поочередно работает с каждой из групп.

При поточном методе занимающиеся поочередно (через определенные временные или пространственные интервалы) выполняют одно и то же задание преподавателя. При этом одновременно задание могут начать выполнять два, три и более человек. Например, после соответствующего построения занимающихся в две-три колонны, каждая из которых размещается в пределах отдельной беговой дорожки, ускорение или беговое (прыжковое) упражнение могут начинать выполнять сразу два-три человека. Следующая «пара» или «тройка» начнет выполнять то же упражнение только после того, как предыдущая удалится от них на определенное расстояние (или полностью преодолеет заданный отрезок).

При индивидуальном методе преподаватель определяет персонально каждому занимающемуся задание и предлагает выполнить его самостоятельно, контролируя правильность исполнения.

Урочным формам занятий, как правило, присуще комплексное использование всех вышеперечисленных методов. Однако в зависимости от возраста занимающихся, уровня их двигательной подготовленности и количественного состава определяется преимущественное использование того или иного метода. Например, на уроках в школе (особенно с младшей возрастной группой) лучше использовать фронтальный или поточный метод, так как дети в силу возрастных особенностей не способны овладеть движениями самостоятельно. На занятиях в вузе, особенно на тех, целью которых является совершенствование техники того или иного легкоатлетического вида, достаточно эффективными являются групповой и индивидуальный методы. Индивидуальный метод также достаточно широко используется при исправлении ошибок (для всех возрастных и квалификационных групп). Это, в первую очередь, относится к сложнокоординационным видам легкой атлетики, таким, как прыжки и метания.

Легкоатлетические занятия, целью которых является комплексное совершенствование необходимых двигательных качеств, могут проходить и в форме круговой тренировки. При этом основными методами выполнения упражнения на занятиях такого типа, как правило, бывают повторный и интервальный.

По характеру учебной работы могут быть выделены уроки освоения нового материала, его закрепления, контрольные уроки и уроки смешанного типа. Наиболее распространенными являются легкоатлетические уроки смешанного типа, когда на одном занятии совмещается изучение нового материала и закрепление ранее освоенного. Также одно занятие по легкой атлетике, кроме технической, может включать в себя и физическую подготовку.

Организовываться легкоатлетические занятия могут в самых различных условиях. Они проводятся и в зале, и на стадионе (на площадке), и в условиях естественной местности. Причем время года (зима, лето) может и не быть решающим фактором при определении места проведения урока по легкой атлетике.