20. Классификация туристских маршрутов
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района, протяженности маршрута, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные; а также могут представлять их комбинации.
Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три ступени сложности от 1 до 3, и шесть категорий сложности (к. с.) - от 1 до 6.
Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с «Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов» и. связанных с ним, перечнем локальных препятствий - перевалов, вершин, пещер, так и в соответствии с данной Единой всероссийской спортивной классификацией маршрутов (ЕВСКМ).
Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме.
Степень сложности | Виды походов | Протяженность (км) | Продолжительность (дней) |
3 | Пешеходные, Лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные | 75
60 120 60 | 6-8 6-8 6-8 6-8 |
2 | Пешеходные, Лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные | 50
40 80 40 | 4-6
4-6 4-6 4-6 |
1 | Пешеходные, Лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные | 30
25 50 25 | 3-4
3-4 3-4 3-4 |
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются: вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже 2 к.с. При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута с элементами походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.
Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, водного) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте.
По данным, приведенным в журнале «Русский турист» (1998 г.) нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.
Виды туризма и характеристика походов | Категории сложности походов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. Продолжительность походов в днях (не менее) | 6 | 8 | 10 | 13 | 16 | 20 |
2. Протяженность маршрута в километрах (не менее) |
|
|
|
|
|
|
2.1 Пешеходных | 130 | 160 | 190 | 220 | 250 | 300 |
2.2 Лыжных | 130 | 160 | 200 | 250 | 300 | 300 |
2.3 Горных | 100 | 120 | 140 | 150 | 160 | 160 |
2.4 Водных | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 190 |
2.5 Велосипедных | 400 | 500 | 650 | 800 | 1000 | - |
2.6 Мотоциклетных | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | - |
2.7 Автомобильных | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | - |
2.8 Количество пещер для спелеологов | 5 | 4-5 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | - |
Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице, понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленное группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.
Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода.
Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1.2.
Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 70% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов не менее двух наиболее трудных перевалов).
Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.
В некоторых случаях для связки рек, пещер и т.д. с разрешения ММК допускается использование транспорта в пределах одного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.
- 1. Глобальный финансовый кризис и состояние туризма в России.
- 2. Социально-экономическое значение туризма для региона
- 3. Особенности подбора и управления персоналом гостиницы.
- 4. Mice туризм
- 5. Безопасность туристской услуги.
- 6. Влияние социально-экономических, политических и экологических условий в стране на состояние развития туризма
- 7. Возможности регионов в развитии средств размещения и сервисного обслуживания туристов
- 8. Глобальные и локальные гостиничные цепи
- 9. Государственное регулирование туристского бизнеса в России
- 10. Деревенский туризм.
- 11. Детский туризм в Российской Федерации.
- 12. Документооборот в туризме
- 13. Изучение и освоение туристских районов
- 14. Инновации в скСиТ
- 15. Инновационные возможности развития туризма в регионе.
- 16. Кадровая ситуация в туристской отрасли в России.
- 17. Категории гостиниц: система мировых стандартов
- 18. Классификация и деятельность туристско-экскурсионных организации
- 19. Классификация средств размещения.
- 20. Классификация туристских маршрутов
- 21. Критерии оценки массовости туризма в России
- 22. Критерии оценки туристских ресурсов региона
- 23. Культурный туризм
- 24. Маркетинг туризма на национальном уровне
- 25. Маркетинг туризма на региональном уровне
- 26. Маркетинговая стратегия туристской организации
- 27. Маркетинговые исследования в туризме
- 28. Международные и локальные гостиничные цепи.
- 29. Международные туристские выставки
- 30. Международный туристский рынок
- 31. Метод календарного планирования в туристском бизнесе
- 32. Методика выявления коммуникативно-организаторских склонностей в социально-культурной сфере и туризме.
- 33. Мировые гостиничные цепи
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- 35. Основные направления укрепления деловых связей российских и зарубежных туристских фирм.
- 36. Основные особенности туристских услуг
- 37. Основные понятия о менеджменте в туристской отрасли
- 38. Основные цели туристических выставок и ярмарок.
- 39. Основы экскурсионной работы
- 40. Особенности налогообложения в туристском бизнесе
- 41. Особенности организации детского туризма в России
- 42. Особенности развития международного туристского рынка в 21 веке
- 43. Оформление документов туристов и туристских групп
- 44. Персонал гостиницы
- 45. Персонал туристской фирмы
- 46. Перспективы повышения массовости туризма в России
- 47. Понятие безопасности туристской деятельности
- 48. Понятие о туристском потенциале региона
- 49. Правовые основы туристической деятельности
- 50. Приоритетные виды туризма для региона
- 51. Проблемы подбора персонала и пути их решения в социально-культурной сфере и туризме
- 52. Программа освоения туристских ресурсов региона
- 53. Программа строительства малых гостиниц в Российской Федерации
- 54. Проектирование туристского продукта
- 55. Пропаганда турпродукта: сущность, цели и методы
- 56. Работа с иностранными партнерами: документооборот и делопроизводство
- 57. Развитие индустрии гостеприимства в России
- 58. Реклама в туризме
- 59. Реклама продукта: цели, виды, формы и средства
- 60. Роль военно-патриотических экскурсий в формировании личности
- 61. Роль информационных технологий в развитии туризма в России
- 62. Роль информационных технологий в развитии туризма
- 63. Роль России в развитии международного туризма
- 64. Роль туризма в интеграции региона в единое туристское пространство России
- 65. Роль турфирм в формировании программы освоения туристских ресурсов региона
- 66. Роль федерального центра в развитии средств размещения и сервисного обслуживания в регионах (федеральная программа развития туризма в России)
- 67. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура)
- 68. Сегментирование туристского рынка
- 69. Службы гостиниц
- 70. Службы гостиниц: их назначение и структура управления
- 71. Событийный туризм: особенности технологии
- 72. Составление пакета документов для туристов
- 73. Состояние и проблемы российских туристских центров (на конкретном примере по выбору студента)
- 74. Состояние средств размещения и сервисного обслуживания в России
- 75. Социально-культурные аспекты приема туристов в регионе
- 76. Социальные технологии как фактор развития туризма
- 77. Социальный туризм и его клиенты
- 78. Социальный туризм: сущность, концепция, характеристика
- 79. Специфика организации международного туризма в России
- 80. Специфика организации туризма в России
- 81. Структура туристско-рекреационных потребностей населения региона
- 82. Структура управления туризмом в России
- 83. Сущность и особенности организации самодеятельного туризма
- 84. Сущность и особенности организации спортивного туризма
- 85. Сущность маркетинга и его особенности в социально-культурной сфере и туризме
- 86. Таможенные формальности
- 87. Тенденции развития международного туризма
- 88. Технология обслуживания туристов: социальные аспекты
- 89. Туризм и экология: особенности взаимодействия
- 90. Туристская услуга
- 91. Управление персоналом туристской фирмы
- 92. Факторы развития въездного туризма в регион
- 93. Факторы, влияющие на развитие международного туризма
- 94. Финансовые гарантии туристских услуг
- 95. Формальности прохождения границ
- 96. Функциональные обязанности сотрудников турфирм
- 97. Шенгенская виза: особенности въезда и выезда в шенгенское пространство
- 98. Экологический туризм
- 99. Этапы осуществления профессионального отбора специалистов для туристского бизнеса
- 100. Спортивный туризм