logo search
Технология и организация экскурсионных услуг

15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг

Наращивание объема оказываемых экскурсионных услуг требует от туристских предприятий изыскания новых резер­вов. В качестве перспективных мер в настоящее время могут быть:

♦ разработка новых тем экскурсий;

♦ включение в маршрут экскурсии новых экскурсионных объектов;

♦ использование различных видов транспорта;

♦ освоение новых форм экскурсионного обслуживания насе­ления;

Общая продолжительность экскурсий различных видов опре­деляется утвержденными технологическими картами и указыва­ется в астрономических часах, а время, отводимое экскурсоводу на проведение экскурсии, — в академических часах. В общую продолжительность экскурсии не включается время пробега ав­тобуса к месту начала экскурсии.

Разработка новых тем экскурсии требует дополнительных организационных действий: привлечения к работе новых кад­ров, поиска дополнительных экскурсионных объектов, увеличения транспортного парка для доставки экскурсантов. Как след­ствие возрастает объем экскурсионных услуг.

Основой для разработки свежей экскурсионной темы служит включение в осмотр новых экскурсионных объектов памят­ников истории, археологии, архитектуры. Экс­курсионным учреждениям целесообразно тщательно изучать «Своды памятников» (кадастр) и паспорта (карточки) объектов.

Использование различных видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, микроавтобус, метро, электричка и др.) значительно расширяет объемы экскурсионного обслуживания. Хорошая организация работы данных видов транспорта в современных условиях позволяет привлекать большое количество участ­ков экскурсий.

Новыми формами экскурсионного обслуживания населения являются создаваемые в настоящее время музейно-производственные комплексы, деятельность которых обеспечивает проведение таких видов экскурсий, как экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-пикник, учебная экскурсия.

Не зря говорят: «Новое — это хорошо забытое старое». Возвращение таких форм, как экскурсионное обслуживание участников праздников по профессиям (корпоративные мероприятия), экскурсионное обслуживание свадеб, работа с неорганизованными участниками (на вокзалах, площадях, в парках и городских садах), обслуживание в вечернее время, оказание экскурсионных услуг в гостиницах как организованным группам,так и индивидуально, должно поднять экскурсионную деятельность на новый уровень.

Существуют и другие возможности оптимизации экскурсионной работы.

Многовариантностъ экскурсионной программы экскурсионное обслуживание с элементами анимации в гостиницах, пансионатах, на туристских базах, предоставление туристам права выбора темы экскурсии.

Экурсионные циклы уже популярны среди населения. Экскурсионными учреждениями проводятся циклы следующих видов:

♦ тематический (исторический, литературный, архитектур­но-градостроительный, религиозный и т.д.);

♦ для определенной группы участников.

При реализации цикла экскурсий уместно использовать экс­курсионный абонемент, который не является финансовым доку­ментом, а носит рекламно-информационный характер.

Создание циклов экскурсий позволяет увеличить охват граждан страны экскурсионными услугами, способствует реше­нию социальных задач, повышению идейного и культурно-познавательного уровня населения. Разработка вариантов циклов экскурсий с учетом возрастных категорий экскурсантов и ис­пользование разных форм проведения (пешеходные, транспорт­ные, комбинированные) обеспечивает систематическое увели­чение объемов экскурсионных услуг, предоставляемых насе­лению.