logo search
Технология и организация экскурсионных услуг

15.4.1. Особенности профессии экскурсовода

Эффективность экскурсионной деятельности находится в пря­мой зависимости от качества организации и проведения всегс комплекса экскурсионных мероприятий. Основным является качество проводимых экскурсий, которое в свою очередь зависит от профессионального мастерства экскурсовода.

Изначально слово «экскурсовод» толковалось как «руково­дитель экскурсии», в музеях — «сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий пояснения». Современное определение этой профессии расширяет функции экскурсовода: это специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведение экскурсии.

Профессиональному мастерству экскурсоводов уделялось особое внимание на всех этапах развития экскурсионной деятельности. Профессия — это основной род занятий, трудовой деятельности, который требует определенных навыков и знаний. Специальность — понятие более узкое, «видовое» по отношению к профессии. Например, профессиональный педагог по специальности может быть географом, историком, филологом, математиком и т.д. Специалист — это работник, безукоризненно владеющий опреде­ленной специальностью. Один и тот же специалист может иметь несколько профессий, в то же время работник, имеющий одну про­фессию, может работать по двум и более специальностям.

В экскурсионной деятельности такое совмещение не только возможно, но и желательно. На начальном этапе развития отрас­ли работа экскурсовода не была профессиональной, она рассмат­ривалась как вид любительских занятий и практиковалась в ос­новном педагогами учебных заведений. Но со временем она стала приобретать профессиональные черты.

В начале с 1970-х гг. подход к экскурсии как одной из форм отдыха изменился, в ней увидели немаловажную составляющую культурно-познавательного процесса. Роль экскурсовода неизме­римо усложнилась, а к концу 1980-х гг. он уже рассматривался как основное звено экскурсионной деятельности, пропагандист достижений в разных областях жизни — культуре, науке, экономике и др. На него возложили обязанность содействовать своим мастерством воспитанию у участников экскурсий высоких нрав­ственных идеалов и формированию их эстетического вкуса, способствовать познанию окружающего мира. Так постепенно вырос престиж профессии экскурсовода.

Престиж профессии — это уважительное отношение, кото­рым пользуются и профессия, и специалисты. Престиж профес­сии экскурсовода связан с уникальностью данного вида деятельности, ее привлекательностью и оригинальностью, присущими ей интеллектуальным характером и значимостью. Именно эти черты являются основанием для высокой социальной оценки де­ятельности экскурсовода, понимания его роли. Работа экскурсоводa отличается целым рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений.

Профессиональное мастерство экскурсовода — это особый вид знаний, практических навыков и умений, высшая степень экскурсоводческого мастерства.

Профессия накладывает свой отпечаток на личность экскурсовода — устойчивость свойств и качеств, обусловленных его многосторонней деятельностью. Как личность экскурсовод должен обладать следующими характерными чертами:

Основой формирования экскурсовода как личности является развитие его природных способностей, под которыми понимают­ся индивидуальные особенности личности, определяемые субъ­ективными условиями успешного осуществления конкретного рода деятельности. Общими условиями являются скорость, глу­бина и прочность овладения профессиональными методами и приемами. В освоении профессии экскурсовода важны следую­щие способности:

Конструктивные способности находят отражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, в до­ступной форме изложить информацию текста экскурсии, не за­бывая о дифференцированном подходе к экскурсионному обслу­живанию.

Организаторские способности выражаются в сочетании экс­курсоводческого мастерства с умением управлять экскурсион­ной группой.

Коммуникативные способности позволяют экскурсоводу обес­печить полное взаимодействие и взаимопонимание со всеми, кто причастен к экскурсии (экскурсантами, водителями, работника­ми музеев, выставок и т.п.). Способность к общению — одно из необходимых человеческих качеств. Экскурсоводу, легко вступа­ющему в контакт и умеющему расположить к себе слушателей, проще завоевать симпатию экскурсантов. Экскурсия — это твор­ческий процесс, в котором не только уместна, но и необходима образная передача идей, мыслей и чувств, помогающая установ­лению взаимосвязей и сотрудничества людей. Этой же цели слу­жит воображение.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий предмет, явление либо событие, удерживая его в сознании, и на этой основе создавать новый об­раз в неожиданных сочетаниях и связях.

Различают следующие виды воображения:

♦ атлюминация — соединение разъединенных в реальности качеств, свойств, предметов;

По степени выраженности воображение бывает пассивным и активным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, активное — это вооб­ражение творческое (создает образы, реализуемые в оригиналь­ных продуктах деятельности) и воссоздающее (способствует соз­данию экскурсантами тех или иных образов, соответствующих описанию экскурсовода).

Для экскурсовода как личности важна убежденность — уве­ренность в истинности знаний, сообщаемых экскурсантам, целе­направленное стремление убедить их в правильности своих взглядов, действий. Она проявляется в силе чувств, пережива­ний, устойчивости эмоций, обусловленных темпераментом экс­курсовода (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик). В за­висимости от типа темперамента поведение человека отлича­ется спокойствием или горячностью, уравновешенностью или вспыльчивостью и т.д. Экскурсовод должен уметь управлять эмоциями, причем не только своими, но и экскурсантов. Общ­ность сопереживания группы говорит о высоком профессиональ­ном мастерстве экскурсовода.

На протяжении всех этапов овладения профессией экскурсовод формируется как личность, приобретая и развивая необходи­мые качества:

Эффективность экскурсии повышается, если ее проводит чело­век, которому свойственны радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность.

Индивидуальность экскурсовода подчеркивают присущие ему особенности речи, жесты, мимика, стиль изложения материала, излюбленные приемы и манера ведения экскурсии в целом.