logo search
ТУРИЗМм

7. Стандартизация и сертификация турпродукта и услуг.

За соблюдением обязательных требований стандартов на территории Российской Федерации осуществляется государст­венный надзор, организуемый Госстандартом и другими госу­дарственными органами в соответствии с их компетенцией. Ос­новной задачей государственного надзора за соблюдением стан­дартов является предупреждение нарушений законов РФ, со­держащих обязательные требования к объектам стандартизации, а также требований государственных стандартов. Нарушение требований государственных стандартов влечет за собой уго­ловную, административную либо гражданско-правовую ответ­ственность, что оговорено в соответствующей статье Закона «О стандартизации».

В любой отрасли, где бы ни производилась стандартизация, основным требованием к деятельности по стандартизации явля­ется ее системность, т. е. обеспечение взаимной согласованно­сти, непротиворечивости, унификации и исключение дублиро­вания требований по стандартизации. Необходимость и досто­верность оценки качества туристского продукта усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный турист­ский рынок. Высокий и разнообразный спрос на туристские услуги во всем мире делает необходимым взаимное признание результатов деятельности различных предприятий сферы ту­ризма. Высший уровень такого признания - сертификация, га­рантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация быва­ет трех видов:

• самосертификация, проводимая самим предприятием - из­готовителем продукции или услуг;

• сертификация, осуществляемая потребителем;

• сертификация, осуществляемая третьей стороной - специ­альной организацией, не зависимой от потребителя и изгото­вителя.

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

В развитии сертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции к сертификации используемых на предприятии систем обеспечения качества. В последнем случае она может осуществляться по трем моделям, установленным МС ИСО 9001-87, 9002-87, 9003-87 и соответствующими госу­дарственными стандартами (ГОСТ 40.9001 и ГОСТ 40.9003). Российское предприятие может выбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оцен­ке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не толь­ко собственно качество продукции или услуги, но и органи­зацию производства. В конечном итоге развитая националь­ная система сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

Сертифицированная система качества туристского предпри­ятия позволяет ему расширить круг надежных партнеров, повы­сить свою конкурентоспособность. Сертификация в условиях рыночных отношений - признанный в мире способ независи­мого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Использование сертифи­кации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных и экономических проблем.

Введение сертификации туристского продукта, гармонизиро­ванной с международными правилами на соответствие требова­ниям стандартов, - необходимое условие интеграции России в мировое туристское пространство.