Геополитическое положение Российской Федерации
Российская Федерация, расположенная в Восточной Европе и Северной Азии. Крупнейшее государство мира (17 075 400 км² или 11,46 % (1/9) площади всей суши Земли, или 12,65 % (1/8) заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады). Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около 3/4 территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны. Граничит с 18 странами, из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Численность населения составляет 141 927 296 человек, причём 79,3 % жителей проживает в Европейской части России (Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский федеральные округа без Тюменской области), в Азиатской части России (Сибирский, Дальневосточный ФО и Тюменская область, административно входящая в Уральский ФО) — 20,7 %. Всего в России 11 городов с населением более миллиона человек: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Столицей России является город Москва.
Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.
Реки в России традиционно играют огромную роль — не только как транспортные пути, но и как трассы заселения и хозяйственного освоения новых территорий. На реках построены практически все крупные города.
Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.
Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.
Уникальность территориально-географического расположения России в геополитическом плане связана с ее размещением на двух континентах, между двумя океанами. Иногда можно встретить выражение "России характерен дуализм в квадрате".
Россия имеет особую специфику транспортной инфраструктуры.
Наземные коммуникации включают:
- автомобильные сообщения; их характеризует: слабая развитость, низкая пропускная способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсутствуют;
- железные дороги (достаточно развиты в европейской части; за Уралом (Сибирь, Дальний Восток) развиты недостаточно. Практически эти регионы соединены с европейской частью лишь построенной в начале века Транссибирской магистралью. БАМ остается не пригодной для эксплуатации как пассажирских, так грузовых перевозок).
Существует проблема железнодорожного сопряжения России с Европой. Общеизвестно, что железнодорожное полотно России шире, чем европейское. Для прямого сообщения с Европой необходимы дополнительные ресурсы, да и станции перевода вагонов на европейские тележки теперь находятся в странах ближнего зарубежья, что создает дополнительные трудности;
Леса занимают свыше 40 % территории. На территории России находится пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Животный мир разнообразен — здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды, и др.
В России расположены 35 национальных парков и 84 заповедника. Единственный в стране природный парк, находящийся в черте города — омская «Птичья гавань».
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода