logo
Физическая культура (дошкольников)

III темы дисциплины ” физическое воспитание в дошкольных учреждениях“

Тема 1 Цель и задачи дошкольного физического воспитания

Цель проведения работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. Задачи физического воспитания дошкольников (оздоровительные задачи, воспитательные задачи, образовательные задачи).

Тема 2 Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников

Перспективное и текущее планирование. Документы планирования. Годовой план. План-график прохождения учебного материала. План-конспект физкультурного занятия. Правила записи физических упражнений.

Тема 3 Физкультурное занятие – основная форма обучения детей движениям

Характеристика физкультурных занятий (типы занятий: комплексное, игровое, оздоровительное, тренирующее, физкультурно-познавательное, сюжетное, тематическое, контрольное; структура занятия: подготовительная, основная, заключительная части). Методы организации занимающихся: поточный, групповой, фронтальный, индивидуальный. Особенности проведения занятий на свежем воздухе.

Тема 4 Формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях

Организация и методика проведения утренней гимнастики (задачи, формы, схема построения комплексов).

Организация и методика проведения физкультурных минуток.

Тема 5 Самостоятельная двигательная деятельность и ее значение для развития ребенка

Организация самостоятельной двигательной деятельности. Опосредованное руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей. Активизация самостоятельной двигательной деятельности.

Тема 6 Гимнастика в системе дошкольного физического воспитания

Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка. Виды гимнастики и их характеристика: общеразвивающая (основная, гигиеническая), гимнастика со спортивной направленностью (художественная, ритмическая, атлетическая), прикладная или лечебная и их характеристика.

Тема 7 Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание основной гимнастики (основные движения, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения) и их характеристика.

Тема 8 Организация активного отдыха в дошкольных образовательных учреждениях

Организация и проведение спортивных соревнований (положение о соревнованиях, подготовка к соревнованиям, судейство). Организация и проведение физкультурных праздников (выбор тематики, содержание и структура, составление сценария). Организация и проведение физкультурного досуга (содержание, программа физкультурного досуга).

Дни здоровья (цель проведения, содержание).

Тема 9 Методы обучения в физическом воспитании дошкольников

Классификация методов обучения (методы словестного воздействия, методы наглядного воздействия, практические методы.). Характеристика методов обучения, их роль при обучении детей разных возрастных групп.

Тема 10 Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Физическое упражнение – основное средство физического воспитания.

Вспомогательные средства физического воспитания (оздоровительные силы природы, гигиенические факторы), их характеристика.

Тема 11 Подвижная игра как средство физического воспитания дошкольников

Определение. Классификации подвижных игр. Содержание подвижной игры (сюжет, правила, двигательные действия). Оздоровительное, воспитательное, образовательное значение подвижных игр. Использование игрового метода в занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста.

Тема 12 Методика организации и проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Подготовка к игре (выбор игры, подготовка места проведения и инвентаря, предварительный анализ игры). Организация играющих (выбор места, объяснение игры, выбор водящих, распределение на команды, выбор помощников). Руководство игрой (активизация играющих, исправление ошибок, регулирование нагрузки, судейство). Окончание игры.

Тема 13 Организация туристической деятельности в детском саду

Цели туристической деятельности: оздоровительные, спортивно-тренировочные, познавательные, развлекательные, эстетические. Особенности организация экскурсий, туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста (длительность, продолжительность маршрута, подготовка маршрута, обязанности руководителя, подготовка детей).

Тема 14 Занятия ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста

Формы занятий ритмической гимнастикой в детском саду. Методические особенности занятий ритмической гимнастикой с дошкольниками. Составление комплекса ритмической гимнастики. Контроль за состоянием занимающихся.

Тема 15 Медико-педагогический контроль в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Виды контроля (предварительный, текущий, итоговый). Педагогический контроль (педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности). Медицинский контроль (динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви, наблюдения за организацией двигательного режима и осуществлением системы закаливания, санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания среди персонала ДОУ). Объективные методы определения нагрузки на физкультурных занятиях (шагометрия, пульсометрия).

Тема 16 Двигательная активность детей раннего и дошкольного возраста

Гигиенические нормы двигательной активности в период дошкольного детства. Гиподинамия и ее воздействие на организм ребенка. Организация двигательного режима ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Тема 17 Закаливающие мероприятия и методика их проведения с детьми раннего и дошкольного возраста

Средства закаливания: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, купание). Методика поведения различных видов закаливания. Сочетание закаливающих мероприятий с физическими упражнениями.

Тема 18 Дозирование физической нагрузки на физкультурных занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста

Понятие ”физическая нагрузка“. Внешняя и внутренняя стороны физической нагрузки. Компоненты нагрузки. Регулирование нагрузки путем изменения ее компонентов.

Тема 19 Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями с дошкольниками

Гигиенические требования к месту проведения занятий (освещенность, температура воздуха) и инвентарю. Гигиенические требования к одежде и обуви занимающихся. Нормирование нагрузки.

Тема 20 Обучение физическим упражнениям детей дошкольного возраста

Предпосылки успешного освоения двигательных действий: уровень физической подготовленности занимающихся, психологическая готовность (мотивация учебной деятельности, установка на последовательное решение частных задач), наличие двигательного опыта. Структура обучения двигательным действиям (этап начального разучивания двигательного действия, этап углубленного разучивания двигательного действия, этап совершенствования двигательного действия,). Общие и частные задачи обучения.)