3.2. Цель и задачи системы физической культуры
Система физической культуры выступает как относительно самостоятельная, имеющая свои цели, задачи и принципы функционирования.
Цель является центральным, систематизирующим компонентом функционирования всей системы физической культуры в обществе. Под ней подразумевают те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем.
Цель, которую ставят перед собой люди и общество в целом в сфере физической культуры, представляет собой мысленное предвосхищение того, каким должен стать человек в процессе и результате включения разнообразных видов физкультурной деятельности, связанных с удовлетворением и формированием многообразных потребностей.
Формирование целей системы физической культуры, ее подсистем носит не случайный характер, а обусловлено целым рядом факторов, которые должны учитываться в физкультурной практике. В основе целей всегда лежат определенные общественные и личностные потребности, продиктованные объективными условиями жизни, интересами государства, социокультурными, этническими нормами и традициями.
Общественные цели, имеющие общегосударственный, общенациональный масштаб, находят свое отражение в государственной политике в области физической культуры, которая базируется на конкретных концептуальных положениях, определяющих общую направленность и социальную организацию системы физической культуры.
Определение целей воспитания и образования в сфере физической культуры на государственном уровне во многом обусловлено сложившимися политическими и социально-экономическими условиями развития общества.
Так, в первые годы советской власти развитие физической культуры в нашей стране было связано главным образом с организацией военно-прикладной физической подготовки и становлением физического воспитания в системе образования. Но уже в 20-е гг. создавались спортивные общества, все большее распространение получали физкультурные кружки, в которых трудящиеся и учащаяся молодежь могли организованно заниматься физической культурой в свободное время. Становление отечественной системы физической культуры, ее идейно-теоретических и организационных основ в этот период проходило в острой борьбе и широких дискуссиях. Некоторые физкультурные деятели считали основным содержанием работы кружков физической культуры корригирующую гимнастику, другие предлагали систему трудовой гимнастики, третьи реко-
\Ji-
i ио,цы1 ■. «уищпд uunuDDi igu^hh (jihohicukuh ryJIDiy^JDI
мендовали шведскую, сокольскую, немецкую и французскую гимнастические системы.
Следующим важным шагом в развитии отечественного физкультурного движения явилось введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК), которые стали программно-нормативной основой системы физической культуры.
Комплекс ГТО стал одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физическими упражнениями. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивного движения, повышению уровня учебно-методической работы и роли спортивных соревнований в системе физической культуры.
В конце 40-х — начале 50-х гг. задачи физкультурных организаций страны были скорректированы с учетом престижа отечественного спорта на международной арене. Главным в области работы по физической культуре было признано развитие массового физкультурного движения, повышение спортивного мастерства и завоевание нашими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Особенности этого социального заказа не могли не определить содержание программ и характер деятельности ряда ведомств и организаций, занимающихся вопросами физической культуры детей, подростков, студенческой молодежи.
С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.
Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (вступил в силу 6 мая 1999 г.) и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г., № 1507 Р).
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:
формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;
создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
развитие спорта высших достижений;
усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;
совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкулыурно-спортивного движения России;
формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;
представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
анализ эффективности использования спортивных сооружений;
развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;
проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе «Золотая шайба», «Кожаный мяч»;
подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.
Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития физической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентрированно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к труду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли
2—2351
физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирования ее физической культуры.
Стратегической целью системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.
Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, моти-вационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев, 2001).
Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обусловливают друг друга (см. таблицу).
Элементы физической культуры личности (по М.Я. Виленскому и Г.М. Соловьеву, 2001)
№ п/п | Основные составляющие | Компоненты качеств | Признаки качеств |
1 | Знания и интеллектуальные способности | Объем | Эрудиция |
Научность | Степень абстракции Обоснованность | ||
Осознанность | Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению | ||
Умения | Уровень усвоения | ||
2 | Физическое совершенство | Физическое развитие | Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика Физические качества |
Двигательные умения Контроль сознания | Репродуктивный уровень усвоения | ||
Двигательные навыки | Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность | ||
Физическая подготовленность | Эталон Результат Динамика | ||
Мотивы | Социально-значимые Профессионально-значимые Личностно-значимые |
Глава а. Физическая культура как социальная система...
35
Продолжение таблицы
3 | Мотивационно-ценностные ориентации | Интересы | Спортивные Физкультурно-оздоровительные |
Установки | Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность | ||
Убеждения | Степень осознанности | ||
Потребности | Самоактуализации Самоуважении В социальных связях Безопасности Физиологические | ||
4 | Социально-духовные ценности | Нравственность | Физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика | Чувство прекрасного Чувство красоты | ||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений | ||
Здоровый образ жизни | Отказ от вредных привычек Системность Научная основа | ||
5 | Физкультурно-спортивная деятельность | Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование | Частота использования Затраты времени Уровень достижения Динамика |
Согласно авторам, знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры, ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой Уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, дета-
ш
- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.