logo
УДК 796 начало

8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей

Неравномерность развития означает, что степень прироста показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодов време­ни (к примеру, для нескольких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (скажем, для нескольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их при­роста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени.

В динамике показателей развития физических способностей обнару­живается явление гетерохронности. Оно проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей. Специальные исследования и практи­ческий опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в раз­витии отдельных способностей достигается в период их бурного естествен­ного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или Даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физичес­ких способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возраст­ные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.

На рис. 8.1 приведены периоды интенсивного развития отдельных Физических способностей у детей. Видно, что каждая из них имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и

Возраст

Физические способности

7-8

8-9

9-10

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16 16-17

СИЛО­ВЫЕ

Собственно силовые

t

ti

Скоростно-силовые

t

t

t

СКОРОСТНЫЕ

Частота движений

и

t

Скорость одиночного движения

I

t

Время двигательной реакции

К ДЛИТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Статический режим

*

*

t

*

t

Динамический режим

t

ft

t

Зона максимальной интенсивности

t

t

Зона субмаксимальной интенсивности

t

t

t

Зона большой интенсивности

H

ft

*

t

Зона умеренной интенсивности

It

t

КООРДИНАЦИОННЫЕ

Простые координации

tt

И

Сложные координации

t

Равновесие

t

и

t

Точность движений

It

Гибкость

*

tt

t

♦ ♦

*

Рис. 8.1. Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по А.П. Матвееву)

девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1—2 года.

Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у раз­ных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами:

  1. Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо спо­собности.

  2. Использованием различных подходов и формул для определения темпов прироста показателей физических способностей.

I лдоа и. иищаи лйрймсрпыилч цлпопчсимпл ышииипиысп

I 10

3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным чис­лом обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития, подготовленности, общего режима деятельности и т.д.).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4