Глава 9. Силовые способности и методика их развития
133
рой», «взрывной» силы. Его широко применяют в процессе силовой подготовки в плавании, в легкой атлетике, в спортивных играх — для отработки ударов руками и ногами, бросков мяча и т.п. Он обеспечивает значительное увеличение силы за более короткий срок по сравнению с методами повторных и изометрических усилий. При применении этого метода отпадает необходимость в разминке, которая характерна для занятий с отягощениями.
Силовые занятия, основанные на выполнении упражнений изокине-тического характера, исключают возможность получения мышечносустав-ных травм, так как тренажер приспосабливается к возможностям индивида во всем диапазоне движения, а не наоборот. Человек фактически не может сделать больше того, на что он способен при данных условиях. Используя сопротивление, автоматически приспосабливающее к проявляемому усилию, можно достигнуть большей силы при меньшем числе повторений упражнений, поскольку каждое повторение «загружает» мышцу по всей траектории движения.
В процессе выполнения упражнения человек видит свой результат, демонстрируемый на специальном циферблате или в виде графической кривой и, таким образом, имеет возможность соревноваться сам с собой и с другими лицами.
Метод динамических усилий. Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от максимума) с максимальной скоростью или темпом. Он применяется для развития скоростно-силовых способностей — «взрывной» силы. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15—25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий — 3—6, с отдыхом между ними по 5—8 мин.
Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движений и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания. Например, при развитии силы броска ватерполиста лучшие результаты дали броски медицинбола весом 2 кг, у копьеметателей при метании ядер оптимальный вес снаряда должен быть 3 кг.
«Ударный» метод основан на ударном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела. Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстрому развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту последующего отталкивающего движения и быстрый переход от Уступающей работы к преодолевающей.
Этот метод применяется главным образом и для развития «амортизационной» и «взрывной» силы различных мышечных групп, а также для совершенствования реактивной способности нервно-мышечного аппарата. ^ В качестве примера использования ударного метода развития «взрывной» силы ног можно назвать прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх или длину. Приземление должно быть упругим, с плавным переходом в амортизацию. Для смягчения удара на место приземления следует положить толстый (2,5—3 см) лист литой резины. лУбина амортизационного подседания находится опытным путем. Амор-
IJ4
галдел I. иищие иинины leupnii цмличеиши *.улшууы
тизация и последующее отталкивание должны выполняться как единое целостное действие.
Доказана большая эффективность этого упражнения, проводимого по следующей методике. Упражнение выполняется с высоты 70—80 см с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги с последующим быстрым и мощным выпрыгиванием вверх. Прыжки выполняются серийно — 2—3 серии, в каждой по 8—10 прыжков. Интервалы отдыха между сериями — 3—5 мин (для высококвалифицированных спортсменов). Выполняются упражнения не более двух раз в неделю. Отягощением является вес собственного тела. Чрезмерное подседание затруднит последующее отталкивание, неглубокое — усилит жесткость удара и исключит полноценное отталкивание. Переход от амортизации к отталкиванию должен быть очень быстрым, пауза в этот момент снижает тренирующий эффект упражнения. Для активизации отталкивания в высшей точке взлета желательно подвесить ориентир (например, флажок), который надо достать одной рукой.
Использование «ударного» метода в этих случаях требует специальной предварительной подготовки, включающей значительный объем прыжковых упражнений и со штангой. Начинать надо с небольшой высоты, постепенно доведя ее до оптимальной. К примеру, в тренировке фигуристов используются отталкивания двумя ногами после прыжка в глубину с высоты 0,75 м для мужчин, 0,7 м — для юношей и 0,6 м — для женщин. Прыгунам на лыжах с трамплина в глубину с высоты 0,5—0,6 м в позу приседа разной глубины (ПО и 140° в коленных суставах).
Для гимнастов эффективны прыжки в глубину с высоты 50—60 см с последующим выпрыгиванием на возвышение (горку матов) или с кувырком вперед через планку (на горку матов). Высота спрыгивания для легкоатлетов-прыгунов 0,75—1, 1—1,5 м.
Оптимальной считается следующая дозировка прыжков: 4 серии по 10 раз для хорошо подготовленных спортсменов и 2—3 серии по 6—8 раз — для менее подготовленных. Интервал отдыха между сериями — 6—8 мин, заполняется легким бегом и упражнениями на расслабление.
Возможно применение «ударного» метода и для развития силы других мышечных групп с отягощениями или весом собственного тела. Например, сгибание-разгибание рук в упоре лежа с отрывом от опоры. При использовании внешних отягощений на блочных устройствах груз вначале опускается свободно, а в крайнем нижнем положении траектории движения редко поднимается с активным переключением мышц на преодолевающую работу. Выполняя упражнения с отягощениями «ударным» методом, необходимо соблюдать следующие правила:
применять их можно только после специальной разминки тренируемых мышц;
дозировка «ударных» движений не должна превышать 5—8 повторений в одной серии;
♦> величина «ударного» воздействия определяется весом груза и величиной рабочей амплитуды. В каждом конкретном случае оптимальное значение этих показателей определяется эмпирически, в зависимости от уровня физической подготовленности;
♦♦♦ исходная поза выбирается с учетом соответствия положению, при котором развивается рабочее усилие в тренируемом упражнении.
I )\aoa i w. wiw^fuvn nu*\s vjiiuwunuvin п тоидпка пл ^ujou irm I 00
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.