logo
УДК 796 начало

3.1. Понятие о системе физической культуры

Для реализации различных потребностей людей государство создает соответствующие системы, позволяющие удовлетворить определенные об­щественные и личные нужды. Так, для обучения и воспитания в стране функционирует система дошкольного, школьного (начального, основно-

го и среднего /полного/) общего образования; начального, среднего, выс­шего и после вузовского профессионального образования; для лечения людей существует система здравоохранения и т.д.

Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим заня­тиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенство­вания человека играет система физической культуры. Она представляет собой относительно самостоятельное, целостное сложноорганизованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической куль­туры можно выделить составные части (элементы) и их определенные вза­имосвязи, взаимоотношения (структуру).

На языке теории систем физическая культура относится не к «закры­тым», а к «открытым» системам, содержание и формы организации кото­рых зависят от интенсивности и характера взаимодействия с окружающей социальной и природной средой.

В основу структуризации системы физической культуры целесообраз­но положить функциональную роль различных выполняемых ею задач с точки зрения общих целей системы (А.В. Оболонский, 1988). В этом случае стоящие перед физической культурой, как отраслью сферы услуг, задачи распадаются на три группы: задачи, непосредственно направлен­ные на реализацию целей системы; задачи подготовительного, вспомога­тельного, обеспечивающего характера; задачи по координации деятельно­сти всех элементов системы.

В связи с этим в качестве составных частей системы физической куль­туры можно выделить три функционально-автономных и качественно сво­еобразных блока: блок непосредственной реализации целей физической культуры, блок обеспечения и блок управления (рис. 3.1).

Ядром системы физической культуры является непосредственная дея­тельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.

Необходимо отметить, что каждая составная часть системы физичес­кой культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчинен­ная, и называется подсистемой. Иначе говоря, все элементы системы могут выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться как одна система. В част-ности, можно говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципаль­ном уровнях, системе научно-методического обеспечения, системе физ­культурно-оздоровительной и спортивно-рекреационной работы среди на­селения, системе подготовки спортсменов и т.д.

Если рассматривать систему в отношении ее самой, то она имеет свою структуру, «репертуар», т.е. множество возможных состояний, в которые система может перейти и лишь в одном из которых она может находиться в течение определенного времени, а если в отношении среды, окружающей ее, то она имеет и «вход», и «выход», и «поведение». Воздействия соци­альной среды на систему физической культуры называют входными, а ее реакцию на эти воздействия — выходными параметрами.

Чтобы система физической культуры функционировала извне, в каче­стве входных параметров она получает соответствующие общественные ресурсы (людские, материальные, духовные). На ее выходе формируется

Вложение общественных ресурсов («вход»)

Система

Продукция системы («выход»)

Людские ресурсы

Материальные ресурсы

Духовные ресурсы

— достигнутый обществом уровень знаний в области теории и методики физи­ческой культуры, педагоги­ки, социологии, медици­ны, физиологии и т.п.

Управляющий блок -

органы управления

V V

Блок функций обеспече­ния

— кадровое обеспечение (подбор и обучение тре­ нерских, административ­ ных и др. кадров)

— рекрутирование кон- тингентов, составляющих «клиентуру» системы (на­ бор в секции,ориентация и отбор)

— материально-техничес­ кое обеспечение

— научно-методическое обеспечение

— программно-норматив­ ное обеспечение

— организационное обес­ печение

— врачебно-медицинское обеспечение

— информационное обес­ печение

Блок непос­редственной реализации целей.

Собственно физкультур-но-спортив-ная работа с различными контингента-ми и группа­ми населе­ния

Людские ресурсы

Материальные ресурсы

Духовные ресурсы

Рис. 3.1. Структурно-функциональная модель системы физической культуры (по А.В. Облонскому, 1977, дополнено)

определенная продукция (результат) — уровень физической подготовлен­ности и состояния здоровья различных групп и контингентов населения, новые научные и методические знания и пр. Поведение системы проявля­ется в смене ее состояний, изменении ее характеристик в тот или иной момент времени.

Сама деятельность системы представляется как процесс преобразова­ния общественных ресурсов. «Продукция» системы поступает во внешнюю среду и используется другими общественными системами.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4