9.2.1. Средства развития силовых способностей
При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением — силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:
Упражнения с внешним сопротивлением.
Упражнения с преодолением веса собственного тела.
Изометрические упражнения.
К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, набивными мячами, гирями), в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью, упражнения с партнером;
упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров, блочных устройств и т.п.);
упражнения в преодолении сопротивления внешней среды — бег в гору, по песку, снегу, воде, против ветра и т.п.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из эффективных средств развития силы. Смело подбирая их, правильно дозируя нагрузку, можно развить абсолютно все мышечные группы и мышцы. При выборе упражнений следует знать, что эффект совершенствования силы связан с режимом работы мышц. Наибольший эффект в развитии способности мышц проявлять силу, можно достичь при уступающем и преодолевающем режимах.
Упражнения с преодолением веса собственного тела, применяют в тренировках людей различного возраста, пола, подготовленности и во всех формах занятий. Выделяют следующие их разновидности:
♦ гимнастические силовые упражнения, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, на брусьях и в висе, лазанье по канату, поднимание ног к перекладине и др.);
I JiaBd Э. LVUIUBbld ЫИЛЛДЛШЫИ И МСШ^ПШ ПЛ [JOODHIMn
I £3
легкоатлетические прыжковые упражнения (однократные и многократные прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры, прыжки в «глубину» с возвышения с последующим отталкиванием вверх);
упражнения в преодолении препятствий.
Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц. Они подразделяются на:
♦ упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);
<♦ упражнения в активном напряжении мышц в течение определенного времени и определенной позе (выпрямление полусогнутых ног, упираясь плечами в закрепленную перекладину, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и др.).
Выполняемые обычно при задержке дыхания, они приучают организм к работе в очень трудных бескислородных условиях. Занятия с использованием изометрических упражнений требует мало времени. Оборудование для их проведения весьма простое. С их помощью можно воздействовать на любые мышечные группы. Особенно ценны они в условиях гиподинамии у моряков-подводников, танкистов, операторов.
Помимо названных, можно выделить так называемые упражнения в самосопротивлении за счет волевых усилий (волевая гимнастика). Их суть состоит в напряженных движениях, когда тяговому усилию активной мышечной группы противостоит напряжение антагонистов. Эти упражнения прежде всего полезны при проведении оздоровительных занятий. Они позволяют за небольшое время создать значительную нагрузку, не требуя специального оборудования.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.