5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
Знания — один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.
Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более точный образ изучаемого двигательного действия, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений.
Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия (см. рис 5.2).
Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.
Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся, и так на каждый последующий вопрос. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным.
Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.
Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.
Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и Др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: «Зачем это нужно делать?» и «Почему так, а не иначе?».
Разновидностью объяснения являются:
сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимаю-
iiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii и inn in.him,iii Mini
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ
Рис. 5.2. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических способностей
щимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;
инструктирование — точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.
I jidDu %J. ivichj/^di yufJMri|jUDanri7i ^иотсьмуи r^ynoi yyjoi л»ппи^|ц
DP
Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команды, подсчета, распоряжения, приказа и др.
При передаче, получении и анализе информации в целях оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения («верно», «хорошо»), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся.
Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод «самопроговаривания». Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем «про себя» — во внутренней речи с акцентом внимания при этом на важных моментах, характеристиках действия.
Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.
Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий, называют обычно методами словесной саморегу-ляиии. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.
Следующая группа методов связана с передачей и усвоением печатной информации путем работы обучаемых с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями и пр. Эти методы применяются, главным образом, для стимулирования познавательного интереса, активности занимающихся, углубления их знаний в области спортивной техники, методике технической подготовки. Они позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях.
И наконец, следующая группа методов усвоения и использования знаний построена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и восприятия — это первичный образ о действии. Они предшествуют представлениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных
3—2351
раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образного мышления. По мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: «чувство снаряда», «чувство мяча», «чувство штанги», повышающие сенсорную культуру двигательной деятельности занимающихся.
Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристик, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения.
Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения, восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании.
Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к «чужому» исполнению движения. Такой подход к познанию движения обычно называют «экзогенным», т.е. внешнего происхождения.
Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы называют «эндогенными, т.е. это внутренние ощущения, восприятия, представления.
В связи с этим применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы создания чувственного образа изучаемых упражнений.
В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино— и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и световая демонстрация.
Во втором случае применяются методы направленного «прочувствования» движения, содействующие созданию эндогенной «картины движения». В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их.
Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно, используя методы «срочной информации». Целесообразно также применять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений: выполнение упражнений с «выключением» зрения, использование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскопов или тактильным контролем «над ощущениями».
Для выяснения правильности формирования восприятия техники движений, их характеристик педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, фафической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при передвижении всего тела в пространстве и времени.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.