2.1. Определение понятия «культура»
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни ее определений, а значит, нет ни одного адекватного. Из всех подходов к ее определению для теории физической культуры наиболее близкими являются следующие:
Культура — творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
Культура — это мера и способ развития человека.
Культура — это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждый из этих подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура».
В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее материалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и использовании природных ресурсов.
Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разностороннем или, более того, всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности индивидуума.
Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, криминогенной, враждебной обществу, и разрушающий), а ее способ! качество, степень разумности, полезности для человека и общества в ц< лом характеризуют степень ее культурности. Качество деятельности челе века проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, оде» де, поведении, эрудиции и т.п.
Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распрое ранение духовных и материальных ценностей ведет к тому, что кажд( новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с i деятельностью и ее результатами. Деятельность представляет собой пр< цесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявления Другими словами — это человеческая активность, направленная на ocboi ние окружающей действительности, на ее совершенствование в интерес; человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история ч< ловеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворени его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей — ei тественные, докультурные и человеческие социальные, культурные, первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребное] размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как Ж1 вотным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминиров; ны социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности не даны, а только «задань природой; они формируются в процессе воспитания и различных виде деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит < качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нуз ды, необходимости в материальных и духовных, физических и психич& ких, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механи му в процессе деятельности формируются духовные и физические качесп человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние cm собности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реал] зуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интерес; самого человека, так и в интересах общества, создания его материальнь и духовных ценностей.
Иначе говоря — потребность является одним из важнейших источник» и условий развития личности и общества, побудительной причиной сот альной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, св< бодная активность, в основе которой может лежать как творческая вар] ативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденнь действия «из-под палки» не могут рассматриваться в качестве деятельност
К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребност< относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобил ной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создан* объективных условий для свободного и безграничного развития их си способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальнь строем, уровнем и характером развития производительных сил (люде техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе пр< изводства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща люб му здравомыслящему человеку.
Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сложен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое; физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет ее базу в целом и основу конкретных видов деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и любой конкретной профессиональной деятельности).
Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.
Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и кончая глубокой старостью. На их формирование и развитие огромное влияние оказывает детский сад, семья, школа (начальная, средняя, высшая), армия, труд и трудовые коллективы, различные общественные организации (клубы, секции, команды, группы), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.
- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.