logo search
УДК 796 начало

5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:

Методы расчлененного упражнения предполагают разучивание упраж­нения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод приме­няется в следующих случаях:

Задача построения обучения двигательным действиям методом рас­членения сводится к решению вопросов о числе упражнений и их вы­боре. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих правил:

а) при расчленении следует учитывать особенности структуры изучае­ мого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк­ туры данного действия;

в) при расчленении обучающими упражнениями должны быть охваче­ ны все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы уп­ ражнения, которые могут эффективно контролироваться либо самим обучаемым, либо извне, с помощью преподавателя или обучающих ус­ тройств; фазы движения плохо поддающиеся контролю, вычленять не следует;

д) обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посто­ ронней двигательной информации, не связанной с предметом обучения. Основные разновидности метода расчлененного упражнения:

  1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматри­вает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

  2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает выч­ленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (простран­ственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внут­ри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движе­нии у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники

btf