logo search
УДК 796 начало

Раздел I. Иощие основы теории физической культуры

движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

3. По разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, времен­ная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «провод­ка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исход­ных и конечных условий движения и т.д.

Методы целостного упражнения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания, и др.). Он преимущественно используется:

♦ при закреплении и совершенствовании двигательных навыков. Благоприятные условия для применения целостных методов имеются

также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективны­ми средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это харак­терно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и др., в кото­рых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолени­ем отрицательных эмоций.

В настоящее время все более широкое применение в физическом вос­питании и спорте находят тренажерные устройства, берущие на себя фун­кции обучения технике движений и контроля за действиями занимающих­ся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно слож­ных двигательных действий.

Разновидности целостных методов:

  1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое при­менение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения.

  2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

  3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду­щего звена.

  4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в качестве обучающих упражнений действий структурно-родственных целе­вому упражнению, но более доступных в освоении.

При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятель­ное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасно­сти (применяется непосредственная страховка преподавателем, партне­ром, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение про­водки и т.д.

Глава э. плешды формировании физичеикои нулыуры личности