5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.
Встает вопрос: «Что же следует понимать под методом и какие их разновидности применяются в практике?» Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие «метод» определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как совокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для решения определенного круга задач; как определенным образом упорядоченную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму освоения учебного материала и др. Несмотря на некоторые различия в понимании категории «метод», можно выделить ряд общих существенных признаков, присущих многим из этих определений:
Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ — это технологическая сторона метода. В практике засекречивается не способ действий, а технология их освоения.
Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность которых определяется субъектом деятельности.
Метод имеет свое предметное содержание. Он включает в себя инструмент, средство, необходимое человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.
Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода человеку надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения его под влиянием действий
I JldUd Э. 1У1С1иДЫ VJAJ|JIVm|JU&CinH>1 ynonicUNUH ^JiDiypui лгпгил,1п
над ними. Объектом и субъектом воздействий при занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические качества и пр.
В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности. Так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный принцип построения определенных процедур, технологических приемов, способов действий.
Применение метода должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели, т.е. к намеченному результату.
Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.
Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «метод» в самом общем виде можно определить следующим образом:
МЕТОД— это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».
Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.
Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:
♦ в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих ус пешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.);
* в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания — в дош кольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).
В литературе встречаются также понятия «методический подход» и «методическое направление», которые, к сожалению, нередко разными авторами излагаются неоднозначно и противоречиво. Встречаются и такие случаи, когда в одном месте своей работы автор к «методическому подходу» относит то, что в другом именует «методическим направлением».
. uo^osr ,. wwu^rnj 1л>п1/о™ icu^nn ц/иличеолии кулыуры
Но самое главное состоит, пожалуй, в том, что в этих работах не находит отражения вопрос: «В каких же отношениях между собой находятся данные понятия с понятиями «метод», «методический прием»? На основе изучения литературных источников нами предпринята попытка рассмотреть содержание этих понятий.
IJMjIINIIIIII IIIIIII II Mill Mill Illlllllllllllllllll III III! 11 ЦТТТ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
[ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ БЫСТРОТУ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
| ИНТЕГРАЛЬНЫЙ |
| АНАЛИТИЧЕСКИЙ |
|
| Стимуляция |
| Избирательное |
|
:йй | двигательной |
| воздействие на моторный |
|
^5 т- со | активности |
| или сенсорный компоненты |
|
ЕТОД1 АПРА | в условиях |
| реакции в облегченных |
|
повышенной |
| условиях выполнения |
| |
:^х | эмоциональности |
| действия |
|
| с ') | — \ц_ |
|
■IIIIMIM
| ■ > |
| г -\ | f \ | Г \ | / л |
' МЕТОДЫ ' | Срочной информации |
| Игровой | Соревновательный | Сенсомо-торный | Повторный |
|
|
|
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | После каждого старта - сообщение участнику времени реакции |
| Эстафеты и игры, предусматривающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы | Индивидуальные и групповые старты на лучший результат | Выполнение заданий на точность восприятия времени | Многократное выполнение старта с использованием тяговых устройств |
| ^ У |
| С У | ч у | V У | V У |
■ г1 П: -111111'' , 11111:: :'!! ■'' .41! I! 111111111;! 111111111111111111111! I' '':. - :' IМ М i 11. ^ i: .■: ^.' IJ J'. ■ i J J;.',. ■ .■, Lll
Рис. 5.1. Пример соотношений между категориями «методический подход»,
«методическое направление», «метод», «методический прием» при совершенствовании
быстроты простой реакции
I Jidda о. тс|идст цл^метуиоапил ^nomci,wri r\y*iuijpui лгппи^1и yj |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.
К примеру, при обучении движениям можно использовать традиционные и нетрадиционные подходы (алгоритмический, адаптивно-программированного обучения с помощью ЭВМ и др.); при разучивании двигательных действий и развитии физических способностей (качеств) возможны два противоположных подхода: аналитический (избирательный) и целостный (интегральный).
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
К примеру, при создании максимальных силовых напряжений в процессе развития силовых способностей выделяют следующие методические направления:
преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений;
использование предельных отягощений с непредельным числом повторений;
преодоление сопротивлений с предельной скоростью и др.
Для достижения высокой стабильности и вариативности двигательных навыков можно усложнять внешнюю обстановку при выполнении технических приемов или применять физические упражнения при различных состояниях организма ученика, затрудняющих выполнение техники движений (на фоне утомления, эмоционального напряжения, при «выключении» или ограничении деятельности какого-либо анализатора). Наоборот, при частичной перестройке двигательных навыков, совершенствовании кинематики и динамики отдельных деталей навыка создаются облегченные условия выполнения технических действий.
Все рассмотренные выше понятия тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Это можно представить в виде соответствующей схемы (рис. 5.1).
- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.