4.7.4. Силовые характеристики
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием «сила движения».
Сила движения — это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.
Понятие «сила движения» является обобщенным. Хотя сила и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной силой.
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.
Внутренними силами являются:
активные силы опорно-двигательного аппарата — силы тяги мышц;
пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичные силы мышц, вязкость мышц и др.;
реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменения взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и остальные внутренние силы.
Внешние силы складываются из:
силы тяжести собственного тела;
силы реакции опоры;
силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой — при перемещении тела вниз (при Падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх.
Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, ско-
рости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.д.
Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В то же время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.
Силы трения при выполнении физических упражнений также проявляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удерживает лыжу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.
Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнасты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффективность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использование инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам — один из важнейших показателей технического мастерства.
При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.
- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.