8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимущественной направленности нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерностей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха.
В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки преимущественно избирательного и комплексного характера, различной величины — большие, значительные, средние и малые. Первые предусматривают преимущественное развитие отдельных способностей, к примеру, скоростных или силовых, а вторые — обеспечивают последовательное или параллельное (одновременное) совершенствование Разных способностей, скажем, скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера и т.д.
i uuh^1 «• иищхс vA^nuDW ict/уии цжоичеомлп г*улш уры
Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при развитии одной какой-либо способности в отдельном занятии или серии занятий оказывает на организм человека более глубокое, но локальное воздействие по сравнению с комплексными нагрузками. В практике встречаются различные варианты сочетания нагрузок избирательной направленности. К примеру, для развития аэробной выносливости лыжника-гонщика на протяжении одного занятия можно применять передвижение только на лыжероллерах. Однако выполнять это тренировочное упражнение нужно в режиме различных методов: вначале следует использовать интервальный метод, а потом — равномерный или наоборот, можно использовать комплекс различных однонаправленных средств в структуре одного метода тренировки.
Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием различных способностей в первую очередь необходимо:
Определить рациональную последовательность, т.е. порядок и очередность введения в занятие нагрузок, содействующих развитию разных способностей.
Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок.
Доказано, что нагрузки скоростного характера создают благоприятный физиологический фон для нагрузок, требующих по преимуществу проявления выносливости. Последние же оставляют за собой фон, который в течение ряда часов (если возрастание было значительным) может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений. Установлено также, что скоростные нагрузки хорошо сочетаются с воздействиями силового характера, причем положительное последействие может иметь место при известных условиях, как в том случае, когда силовые упражнения предшествуют скоростным, так и при обратной последовательности.
Поэтому при выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться следующего порядка применения по их преимущественной направленности:
СИЛОВЫЕ с> СКОРОСТНЫЕ с> НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
или СКОРОСТНЫЕ i=> СИЛОВЫЕ с> НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Это справедливо и для последовательности упражнений внутри отдельных занятий, и для очередности занятий в недельных или близких к ним по длительности циклах. Конечно, указанный порядок не является единственным в практике физического воспитания и спорта. В зависимости от целого ряда факторов (подготовленности занимающихся, величины и динамики применяемых нагрузок, общей направленности занятий и т.д.) может встречаться и иной порядок сочетания.
Вопрос о соотношении объема или интенсивности нагрузок в каждом конкретном случае должен решаться с учетом их характера, направленности и последовательности применения, функционального состояния, индивидуальных особенностей занимающихся и т.п.
I jidtsd. о. иищаи ларам ериыетмя ^топчс^кил ыил/иипиысп
I 13
t ^-2-L. t TB/-—► | ||
| >^4 | /T^*7^ |
| ^^, | /v^X^ > |
© | © |
Рис. 8.2. Схемы комплексно-параллельной (1) и комплексно-последовательной форм
организации нагрузок (2). (ТВ - тренировочные воздействия; А, В, С - нагрузки различной
преимущественной направленности)
Комплексно-параллельной организации нагрузок присуще одновременное использование на каком-то этапе подготовки воздействий нагрузок различной преимущественной направленности. Подобная система организации, несмотря на повышение интенсивности или объема работы, создает монотонное валовое воздействие на организм. При этом дифференцированные приспособительные реакции организма на специфические компоненты нагрузки выражены слабо, поскольку его адаптационная перестройка носит обобщающий характер. В результате, развивающий эффект нагрузки быстро исчезает, адаптационный процесс замедляется, а уровень развития физических способностей стабилизируется или даже снижается.
На рис. 8.2 представлены принципиальные схемы комплексно-последовательной и комплексно-параллельной форм организации нагрузок различной направленности в рамках длительного периода занятий. Выбор того или иного варианта сочетания и размещения нагрузок зависит от поставленных задач, уровня подготовленности и от этапа занятий.
- Глава 1 введение в теорию физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- Глава 2 физическая культура как вид культуры
- 2.1. Определение понятия «культура»
- 2.2. Понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- Глава 3
- 3.1. Понятие о системе физической культуры
- 3.2. Цель и задачи системы физической культуры
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 3.3. Общие принципы системы физической культуры
- Глава 4
- 4.3. Классификация физических упражнений
- 4.4. Содержание и форма физических упражнений
- 4.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6. Понятие о технике физических упражнений
- 4.7. Характеристики техники физических упражнений 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.3. Пространственно-временные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- Р'лявя 5 методы формирования физической культуры личности
- 5.1. Исходные понятия: «метод», «методический прием», «методика», «методический подход», «методическое направление»
- 5.2. Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний
- Глава 5. Методы формирования физической культуры личности
- 5.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками
- Раздел I. Иощие основы теории физической культуры
- 5.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей
- Глава 6 методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1. Содержание и характеристика методических принципов
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности
- 6.1.2. Принцип наглядности
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации
- 6.1.4. Принцип систематичности
- 6.2. Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями
- 6.2.1. Принцип непрерывности
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий
- Iлава 7 обучение двигательным действиям
- 7.1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
- 7.2. Взаимодействие (перенос) навыков
- 7.3. Структура процесса обучения двигательным действиям
- Глава I. Иоучение двигательным действиям
- 7.4. Управление процессом обучения
- I лава г. Ииучепие двтсиельмым деиывимм
- 7.5. Предупреждение и исправление ошибок
- Глава 8 общая характеристика физических способностей
- 8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
- 8.2. Основные закономерности развития физических способностей
- 8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей
- 8.2.6. Перенос физических способностей
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
- 8.3. Принципы развития физических способностей
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
- 8.3.4. Принцип целенаправленности
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия
- Раздел I. Общие основы теории физической культуры
- Глава 9
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- 9.2. Методика развития силовых способностей
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей
- Глава 9. Силовые способности и методика их развития
- Глава 10 скоростные способности и методика их развития
- 10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды.