40.Методы оценки состояния нервной системы.
Координационные функции нервной системы и состояние анализаторов исследуются с помощью проб Ромберга, Яроцкого, пальце-носовой и коленно-пяточной проб и теста на воспроизведение усилия.
Проба Ромберга предусматривает сохранение равновесия стоя с закрытыми глазами на одной ноге, вторая пяткой касается колена первой. Руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Если равновесие сохраняется в течение 15 с, отсутствуют покачивание, дрожание пальцев и век, то координация в статическом положении хорошая; при покачивании, небольшом дрожании пальцев и век - удовлетворительны; при удержании позы менее 15 с - неудовлетворительная.
Проба Яроцкого заключается в сохранении равновесия стоя с закрытыми глазами при вращении головы в одну сторону в темпе 2 об/с. В норме равновесие сохраняется в течение 28 с, у тренированных людей - 90 с и более.
При проведении пальце-носовой пробы требуется с закрытыми глазами дотронуться указательным пальцем до кончика носа, а коленно-пяточной пробы - коснуться пяткой одной ноги колена другой. При нарушении координации наблюдается промах и дрожание кисти в пальце-носовой пробе и невыполнение задания в коленно-пяточной.
Измерение точности воспроизведения усилия является одним из простейших методов оценки состояния двигательного анализатора. Обследуемый под контролем зрения 3-4 раза сжимает кистевой динамометр с силой, равной половине максимального результата, а затем, не глядя на прибор, воспроизводит это усилие. В норме отклонение составляет не более 1-2 кг.
Для оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата применяется теппинг-тест. При проведении этого теста определяется максимальная частота движений кисти. Необходимо иметь лист бумаги, разделенный на четыре равные квадрата 10x10 см, и карандаш. В течение 10 с обследуемый в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате, затем переносит руку на следующий квадрат и т. д. Общая длительность теста - 40 с. Подсчитывается количество точек в каждом квадрате. У тренированных людей максимальное количество точек за 10 с составляет 70 и более. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о невысокой устойчивости нервной системы, что может быть следствием переутомления. Ступенчатое уменьшение частоты движений (с увеличением её во втором и третьем квадратах) говорит о недостаточно быстром врабатывании.
О функциональном состоянии вегетативной нервной системы можно судить по кожно-сосудистой реакции. Она определяется следующим образом. По коже каким-либо неострым предметом, например, не заточенным концом карандаша, с легким нажимом проводится несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, то кожно-сосудистая реакция в норме; белая или красная - в деятельности вегетативной нервной системы имеются отклонения.
- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.