13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
Комплексное развитие физических качеств происходит при занятиях спортивными многоборьями. Разностороннее воздействие на занимающихся в той или иной степени оказывают спортивные единоборства и спортивные игры.
К спортивным многоборьям относятся легкоатлетическое десятиборье (для мужчин) и семиборье (для женщин), современное пятиборье, лыжное двоеборье, многоборья по национальным видам спорта. Эти многоборья имеют неизменное содержание и охватывают в отличие, например, от гимнастического или конькобежного многоборий разные спортивные дисциплины.
Легкоатлетическое десятиборье (декатлон) включает бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами; прыжки в длину, в высоту и с шестом; метание диска и копья, толкание ядра. Семиборье включает бег на 200, 800 м и 100 м с барьерами; прыжки в длину и в высоту; метание копья и толкание ядра. Современное пятиборье, называемое также офицерским многоборьем, объединяет фехтование, стрельбу из пистолета, конный конкур, плавание на 300 м и кросс на 3 км. Лыжное двоеборье состоит из прыжков на лыжах с трамплина и лыжной гонки. В северное многоборье входят прыжки через нарты, метание топорика, набрасывание аркана на шест, бег по пересеченной местности с палкой. Результат в многоборьях определяется по сумме очков, рассчитываемой с помощью специальных таблиц.
В группу спортивных единоборств входят борьба (классическая или греко-римская, вольная, дзюдо, самбо, сумо и др.), бокс, кикбоксинг, восточные единоборства, фехтование (на шпагах, саблях, рапирах). Для этих видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие соперников.
Спортивные игры делятся на командные и индивидуальные. К командным играм относятся баскетбол, волейбол, регби, хоккей с шайбой и с мячом, водное поло; к индивидуальным - теннис, настольный теннис, бадминтон. В теннисе и бадминтоне соревнования проводятся как в одиночном, так и в парном разрядах.
Занятия видами спорта комплексного воздействия, особенно многоборьями, приводят к развитию у спортсменов всех физических качеств и формированию разнообразных двигательных навыков. Человек, умеющий выполнять многочисленные движения, обладает так называемым двигательным опытом. Он способен легко овладевать новыми двигательными действиями, что важно не только в спорте, но и в повседневной жизни, а также в профессиональной деятельности. У многоборцев, как правило, пропорционально развита мускулатура, и они гармонично сложены. В то же время надо иметь в виду, что рассчитывать на определенный успех в многоборьях в случае начала занятий ими в студенческом возрасте можно лишь при наличии предварительной подготовки хотя бы в одной или нескольких составляющих спортивных дисциплинах.
Основное прикладное значение единоборств - это владение приемами самозащиты. Единоборства воспитывают такие волевые качества, как смелость и решительность. В настоящее время популярность этих видов спорта резко возросла.
Спортивные игры, кроме всего прочего, могут решать оздоровительные задачи и являются средством активного отдыха. Относительно большим оздоровительным эффектом обладают футбол и хоккей, меньшим - настольный теннис и волейбол. Для игроков характерны инициативность и самостоятельность.
14.Принципы физического воспитания и спортивной тренировки.
Процесс физического воспитания и спортивной тренировки осуществляется как с учетом общих принципов (фундаментальных закономерностей), действующих в сфере физической культуры, так и с учетом специфических (методических) принципов, лежащих в основе занятий физическими упражнениями. Общие принципы включают принцип оздоровительной направленности, гармоничного развития личности, подготовки к высокопроизводительному труду. К методическим принципам физического воспитания и спортивной тренировки относятся:
1. Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование осмысленного отношения и интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, следованием семейным традициям, желанием укрепить здоровье, улучшить телосложение, активно отдохнуть и т. п.
2. Принцип наглядности. Реализуется непосредственным показом двигательного задания, который дополняется зрительным иллюстративным материалом (видеозаписями и пр.), звуковыми сигналами, использованием тренажерных устройств.
3. Принцип доступности. Заключается в учете возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся. Практическое использование принципа доступности воплощается в соблюдении ряда правил: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному.
4. Принцип систематичности. Предусматривает регулярность занятий и рациональное чередование нагрузки и отдыха. В этом принципе находят свое отражение физиологические механизмы повышения работоспособности, в частности, отставленный и суммарный эффект от выполнения физических упражнений. Принцип систематичности обеспечивается: непрерывностью учебно-тренировочного процесса; повторяемостью (цикличностью) отдельных занятий и их серий; вариативностью форм и содержания занятий и используемых упражнений; последовательностью освоения учебного материала (в рамках одного занятия, в средних и больших тренировочных циклах).
5. Принцип динамичности. Состоит в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузки. Необходимость этого обусловлена тем, что по мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ей биологические сдвиги. Повышение нагрузки может происходить прямолинейно, когда общий её уровень сравнительно невысок, ступенчато и волнообразно. Прямолинейное и ступенчатое повышение производится, как правило, на фоне волнообразной динамики.
Все рассмотренные принципы тесно связаны между собой, и успешность занятий физическими упражнениями обеспечивается их комплексной реализацией.
15.Средства и методы физического воспитания.
Средства физического воспитания и спортивной тренировки
Средство - это то, с помощью чего достигается поставленная цель. К средствам физического воспитания относятся: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения являются основным средством. Они представляют собой двигательные действия, при помощи которых осуществляется направленное воздействие на занимающихся. Главным условием эффективности физических упражнений является их многократное повторение.
Физические упражнения классифицируются по ряду признаков:
1. По целевой направленности - общеразвивающие, спортивные (общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные, т. е. выполняемые в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта), профессионально-прикладные, восстановительные, рекреационные, лечебные и другие упражнения.
2. По направленности на развитие отдельных физических и психических качеств - упражнения, развивающие выносливость, силу и скоростно-силовые способности, быстроту, ловкость, гибкость, а также смелость, решительность и другие качества.
3. По структуре движений — циклические, ациклические и смешанные упражнения.
4. По направленности на развитие отдельных мышечных групп - упражнения для мышц туловища, шеи, верхних и нижних конечностей.
5. По режиму работы мышц - динамические (при которых мышцы, укорачиваясь, работают в преодолевающем режиме, а, удлиняясь - в уступающем), статические (при которых длина активных мышц остается неизменной), комбинированные (сочетающие оба режима) упражнения.
6. По механизму энергообеспечения - упражнения аэробного, анаэробного и смешанного характера.
7. По зонам мощности - упражнения малой, умеренной, большой, субмаксимальной, максимальной мощности.
Естественные силы природы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) служат средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В процессе физического воспитания и занятия спортом они используются в двух направлениях:
как сопутствующие условия (тренировка на открытом воздухе, в высокогорье), усиливающие воздействия физических упражнений;
в виде специальных процедур закаливания (воздушных и солнечных ванн, водных и других процедур).
Гигиенические факторы, включающие соблюдение правил личной и общественной гигиены, также влияют на эффективность выполняемых физических упражнений.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.