21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовка заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.
Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А, Худатов).
К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ошущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.
Психологическая подготовка к тренировочному процессу. Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.
22.Формы и структура занятий физическими упражнениями.
2.Формы проведения занятий
Занятия не однородны по основным задачам, а, следовательно, и по проведению. Принято выделять уроки ОФП и спортивно-тренировочные. В свою очередь они могут различаться по видам применяемых средств физического воспитания. Могут быть выделены уроки основной гимнастики, характеризующиеся комплексным использованием средств.
В пределах занятий по каждому виду целесообразно различать уроки, целью которых является:
-Ознакомление с группой;
-Изучение нового материала программы;
-Повторение и закрепление учебного материала;
-Уроки смешанного характера;
-Зачетные занятия.
От учебных задач, присущих различным типам занятий, зависят различный набор средств, методическое оформление упражнений, продолжительность занятия, иногда характер нарастания и общий объём нагрузки.
Занятия по ОФП направлены на улучшение деятельности всех систем организма и отдельных органов, повышение здоровья студентов, воспитание важнейших двигательных, моральных и волевых качеств, совершенствование отдельных прикладных навыков. На этом типе занятий осуществляется разнообразное влияние на организм, проявляющееся в общем, укреплении мускулатуры, улучшении гибкости и крепости суставов, формировании или восстановлении правильной осанки, воспитании навыков коллективизма и т.д. Уроки имеют целью повышение достигнутого уровня общей работоспособности или сохранение уже имеющейся.
Содержанием урочного занятия являются:
гимнастические упражнения (обще развивающие, на быстроту и точность реакции, упражнения с мелкими предметами) игры, упражнения в беге, метаниях, прыжках, равновесии, сопротивлении, лазание, ходьба на лыжах.
Спортивно-тренировочные занятия имеют под собой цель спортивного совершенствования в одном из видов спорта, гимнастики, игр. В связи с этим на занятии особое внимание уделяется повышению уровня физической, морально-волевой, технической и тактической подготовке студентов. В зависимости от периода обучения и подготовленности занимающихся изменяются и задачи занятий. На одних – больше внимания уделяется изучению техники (метании копья, попеременного хода на лыжах), в других - внимание преподавателя направляется преимущественно на усвоение основ тактики применительно к спортивным играм.
Как занятия по ОФП, так и по спортивной тренировки могут быть различны по своим задачам:
Занятием по ознакомлению с группой, начинается работа преподавателя с коллективом студентов. На первых занятиях важно выявить подготовленность занимающихся, их активность, организованность и отношение друг к другу. Эти задачи разрешаются путём бесед и выполнения специальных упражнений. Путём игр и элементов соревнования можно выявить организованность группы, умение целесообразно пользоваться полученными ранее навыками в сложной и внезапно меняющейся обстановке.
Занятия по изучению нового материала применяются в различных коллективах. Таковы начальные занятия в лыжном спорте, плавании, где занимающиеся впервые знакомятся с основами техники упражнений.
Занятия, целью которых является повторение и закрепление материала, чаще всего используются в спортивно-тренировочной работе, где достижение высоких показателей невозможно без тщательной работы над техникой. В ВУЗах эти занятия проводятся преимущественно в конце учебного семестра.
Занятия смешанного характера используются в работе с различными группами. Одни упражнения на этих занятиях знакомы занимающимся и повторяются в целях закрепления двигательных навыков и совершенствования важнейших качеств, другие – изучаются впервые.
Зачётные занятия проводятся для выявления качества учебно-воспитательной работы. В обязательных рамках этих занятий проводится сдача установленных нормативов.
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью ВУЗа совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.
В целях спортивного совершенствования занимающихся преподаватели проводят спортивно-тренировочные занятия в виде курсовок (курсовка – соревнование внутри секции, группы, проводимое в соответствии с правилами по определённому виду спорта в целях подготовки занимающихся к соревнованиям более большего масштаба) и прикидок (прикидка – форма «жёсткой» тренировки, проводимая в обстановке, приближенной к соревнованиям). Занятия прикидки и курсовки являются не только зачётными, также они несут в себе учебные цели. Их следует применять для воспитания необходимой инициативы в действиях, например выбора той или иной тактики бега на средние дистанции в зависимости от состава участников забега или воспитания умения целесообразно применять способы ходьбы на лыжах в зависимости от рельефа местности. Занятия-прикидки позволяют изучить лучше отдельных занимающихся. Преподаватель определяет, работают ли студенты в полную силу, умеют ли ориентироваться в новой ситуации, владеют ли собой во время спортивной борьбы или ослабляют контроль над личным поведением. Эти данные позволяют внести корректировку в план последующих занятий.
3.Типовая структура урочного занятия
3.1 Подготовительная часть (разминка)
Подготовка занимающихся к решению главных задач занятия выражается в организации группы, переключении внимания занимающихся на предмет занятий и создании у них бодрого настроения, подготовке двигательного аппарата и усилении функций внутренних органов. Решение этих задач производится почти одновременно. Для этого в подготовительной части используются некоторые строевые и порядковые упражнения, ходьба с обычной или повышенной скоростью, бег умеренной быстроты и продолжительности, специально организованные упражнения на внимание, некоторые игры, обще развивающие упражнения с предметами (палки, набивные мячи, скакалки), упражнения на некоторых снарядах (гимнастической стенке, скамейке).
Благодаря разминке создаются лучшие условия для образования двигательного стереотипа.
Подбор упражнений и их дозировка должны обеспечивать хорошее разогревание, предохраняющее от травм, возможных при выполнении основных упражнений. Упражнения выполняются с большой амплитудой, что позволяет более полно использовать физиологические возможности мышц и создаёт хорошие условия для кровообращения.
Для того чтобы обеспечить эффективность подготовительной части урочного занятия, надо проводить её без пауз, но не доводить занимающихся до утомления. Целесообразно чередовать упражнения, обеспечивающие воздействия на различные части тела и группы мышц, а также упражнения на силу с упражнениями на растягивание, избегать выполнения упражнения в одном и том же темпе. Медленные и плавно выполняемые упражнения следует чередовать с более быстрыми и резкими.
Содержание подготовительной части занятия определяется задачами, а, следовательно, и содержанием основной части и строится с учётом особенностей группы занимающихся студентов, условий проведения занятия и его типа.
Продолжительность подготовительной части при занятии 90 минут составит примерно от 15 до 25 минут, в отдельных случаях её продолжительность может варьироваться в сторону увеличения. Длительность разминки зависит также от температуры воздуха, т.е. при низких температурах необходимо более продолжительное разогревание.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.