Методы физического воспитания и спортивной тренировки
Метод - это способ применения избранных средств для достижения поставленной цели. Распространено также понятие "методика". Под методикой в педагогике понимается совокупность различных методов и форм организации занятий для решения конкретных задач.
В физическом воспитании и спорте наряду с общепедагогическими используются специфические методы, которые подразделяются на три группы:
1. Методы приобретения специальных знаний. Предусматривают устную передачу и усвоение информации (рассказ, беседа, объяснение, описание, самопроговаривание); передачу и усвоение печатной информации (работа с учебником, пособиями и пр.); сенсорную передачу и усвоение информации (на основе зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного анализаторов). В физическом воспитании и спорте особое значение имеет создание чувственного образа двигательного действия посредством сенсорной передачи информации. С этой целью применяется натуральный показ упражнения; демонстрация рисунков, фотографий, видеозаписей; установка пространственных ориентиров; задание с помощью технических устройств необходимых параметров движения.
2. Методы овладения двигательными умениями и навыками. Включают метод расчлененного упражнения и метод целостного упражнения. Метод расчлененного упражнения представляет собой разучивание упражнения по частям с последующим их объединением по мере освоения в целостное действие, а метод целостного упражнения - освоение двигательного действия сразу в целостной форме.
3. Методы развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Объединяют, во-первых, методы, связанные со строгим нормированием и регулированием нагрузки в ходе выполнения задания (заранее предписанный состав упражнений, порядок их повторения, характер и длительность интервалов отдыха), во-вторых, методы, связанные с созданием игровой и соревновательной обстановки (соответственно, игровой и соревновательный методы).
Методы, связанные с нормированием и регулированием нагрузки, входящие в третью группу, очень разнообразны и делятся, в свою очередь, на методы стандартного упражнения (равномерный и повторный методы) и вариативного упражнения (переменный и интервальный методы). К этой же подгруппе относится круговой метод, называющийся также круговой тренировкой. Подробно данные методы изложены при рассмотрении методики развития различных физических качеств.
16.Основные параметры физических нагрузок.
Под физической нагрузкой понимается определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающегося. Физ. Нагрузка имеет два основных параметра – объем и интенсивность. Оба этих параметра, с одной стороны, совершаемую работу, то есть внешнее проявление нагрузки, а, с другой – возникающие при этом функциональные сдвиги в организме, то есть внутреннее проявление нагрузки. Объем нагрузки характеризуют: внешние показатели – суммарный километраж за одно занятие или какой-то другой отрезок времени; количество повторений упражнения (подъемов штанги, элементов гимнастической комбинации, атакующих и защитных действий в спортивных играх и единоборствах); суммарный вес отягощений; продолжительность занятия; общее количество занятий; внутренние показатели – суммарный расход энергии; суммарное число сердечных сокращений.
Интенсивность нагрузки характеризуют: внешние показатели – скорость передвижения ( в беге, плавании, лыжных гонках); темп игры или боя (в спортивных играх и единоборствах); вес отягощений ( в упражнениях, со штангой, гантелями, набивными мячами, на тренажерах), длина и высота прыжков, дальность метаний, моторная плотность занятия ( отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, к общему времени занятия), внутренние показатели - ЧСС, величина энергозатрат в единицу времени. Необходимо отметить, что одинаковая по объему и интенсивности физическая работа вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, разной степени тренированности. Таким образом, при планировании объема и интенсивности нагрузки должны учитываться обе ее стороны, то есть внешние и внутренние показатели.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.