32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
Наибольшим оздоровительным эффектом обладают упражнения аэробного характера, сопровождающиеся повышенным потреблением кислорода и приводящие к развитию общей выносливости. Эти упражнения составляют основу аэробики — общепризнанной системы, обеспечивающей хорошее самочувствие и высокую работоспособность. В становлении аэробики как оздоровительной системы большой вклад внес известный американский специалист по профилактической медицине Кеннет Купер. Детальные программы упражнений для людей разной подготовленности позволяют с успехом использовать данную систему при самостоятельных занятиях.
Исследования показали, что занятия аэробикой способствуют снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний, поддержанию массы тела на должном уровне, укреплению костной системы, противодействуют стрессам и эмоциональным расстройствам, улучшают интеллектуальные способности. Немаловажно, что рационально построенные занятия требуют относительно немного времени.
Аэробика - это комплексная система, предполагающая не только аэробные упражнения, но также полноценное питание и, как следствие, достижение эмоциональной гармонии. Последнее, в частности, связано с так называемым эндорфиновым эффектом. Он заключается в выделении эндорфинов - морфиноподобных веществ, вырабатываемых гипофизом во время выполнения упражнений на выносливость. Эти вещества обладают обезболивающим действием и способностью вызывать состояние эйфории, которое может продолжаться от получаса до часа и даже дольше.
Критерии подбора упражнений аэробики следующие: наибольшее обогащение организма кислородом; привлекательность для занимающихся; доступность в плане места занятий, спортивного инвентаря, экипировки и бюджета времени.
Занятия аэробикой включают четыре основные фазы (части): разминку; аэробную фазу (основную часть); заключительную часть; силовую нагрузку.
Разминка проводится по типовой схеме и состоит из легких общеразвивающих упражнений или упражнений основной части, но выполняемых с меньшей интенсивностью. Длительность 5 минут.
Аэробная фаза является главной, так как именно в ней с помощью выбранных упражнений решаются наиболее важные оздоровительные задачи. Объем и интенсивность! нагрузки в этой части занятия зависят от вида упражнений, возраста занимающихся, возможных отклонений в состоянии здоровья. В любом случае не рекомендуется как слишком малая, так и чрезмерная двигательная активность. Длительность аэробной фазы колеблется в пределах от 15 мин до 1ч.
Заключительная часть обязательна даже если нагрузка в основной части была не очень велика. Она предотвращает такие неприятные явления, как тошнота и головокружение. После окончания аэробной фазы необходимо в течение некоторого времени продолжать двигаться постепенно снижая темп. Например, заканчивая поездку на велосипеде, можно уменьшить скорость и после этого пройтись пешком. Длительность заключительной части около 5 мин.
Силовая нагрузка служит для укрепления мышц и развития гибкости. Учитывая важность поддержания эластичности связок и сухожилий, а также подвижности суставов, эту часть занятий иногда называют растяжкой. Применяются, главным образом, динамические упражнения с отягощениями, с использованием массы собственного тела и др. Длительность силовой нагрузки должна быть не менее 10 мин.
Наиболее эффективные:
-
Ходьба на лыжах. Достоинства - в работе задействованы все основные группы мышц, занятия проходят при пониженной температуре, что усиливает нагрузку на организм. Недостаток - возможность заниматься только в зимнее время.
-
Плавание. Достоинства - в работе, так же как и в предыдущем упражнении, задействованы все основные группы мышц, малый риск получения травм даже при больших объемах нагрузки, благотворное влияние на состояние позвоночника. Недостаток - возникающее в некоторых случаях раздражение глаз из-за обеззараживающих веществ, добавляемых в воду.
-
Бег. Достоинства - не требует специальных мест для занятий, дорогостоящего инвентаря, владения какими-либо особыми навыками (как, например, в ходьбе на лыжах и плавании). Недостаток - относительно большая по сравнению с другими упражнениями опасность получения травм, в частности, голеностопного сустава. Вероятность травм возрастает при неправильном выборе обуви и беге по жесткому грунту.
-
Езда на велосипеде. Достоинства - меньшая по сравнению с бегом травмоопасность, возможность заниматься при некоторых заболеваниях суставов. Недостатки - незначительная нагрузка на мышцы рук и туловища, длительное нахождение в согнутом положении (хотя некоторые модели велосипедов позволяют этого избежать).
-
Ходьба. Достоинство - возможность заниматься в любых условиях, независимо от возраста, пола и начальной подготовленности. Недостатки - незначительная нагрузка на мышцы рук и туловища, большее по сравнению, например, с бегом время для достижения того же аэробного эффекта.
Все перечисленные упражнения объединяет одна важная черта - легкость дозирования нагрузки.
Кроме перечисленных эффективными упражнениями аэробики являются катание на роликовых коньках, спортивные игры, упражнения, выполняемые в воде.
33. Атлетическая гимнастика и виды силовых упражнений.
Пожалуй, ни одна система физических упражнений у нас в стране и за рубежом не приобрела за последние годы столько приверженцев, как атлетическая гимнастика. Объясняется это не только стремлением людей улучшить свою фигуру, но и появлением целой индустрии, занятой выпуском современных тренажеров, разнообразного спортивного снаряжения, специальных продуктов питания. Зал атлетической гимнастики имеется практически в каждом оздоровительном центре.
Основное средство атлетической гимнастики - силовые упражнения с внешним сопротивлением (отягощением). В первую очередь к ним относятся упражнения со штангой и гантелями. Стандартный гриф штанги весит 22,5 кг, а диски к нему имеют разницу в весе до 1,5 кг. Гантели бывают цельными и разборными. Используются также утяжелители для ног, которые крепятся на стопах или лодыжках. Необходимыми элементами являются многоцелевая скамья с упором для штанги и регулируемым наклоном спинки и стойки для штанги.
Наряду со свободными отягощениями применяются всевозможные блочные устройства, эспандеры и силовые тренажеры. Тренажеры наиболее травмобезопасны, обеспечивают нагрузку на строго определенную группу мышц. С другой стороны, свободные отягощения допускают значительно большее разнообразие движений и включение в работу множества мышц. Например, при подъеме штанги задействована сразу большая часть мышц тела, которые обеспечивают не только поднятие груза, но и удержание равновесия. В связи с этим тренажеры действительно эффективны лишь в комбинации со штангой, гантелями и блочными устройствами.
Среди большого числа силовых упражнений можно выделить группу наиболее эффективных для развития тех или иных мышц (табл. 5).
Упражнения, представленные в табл. 5, и другие силовые упражнения должны выполняться с соблюдением определенных правил. Во- первых, это касается дыхания: вдох производится при опускании отягощения, выдох - при подъеме. Нельзя задерживать дыхание при напряжении мышц. Во-вторых, отягощение перемещается плавно и ритмично по полной амплитуде. В третьих, все повторения выполняются "чисто", т. е. без помощи других частей тела (толчков ногами, наклонов туловища).
Таблица 5 Силовые упражнения для развития мышц туловища, верхних и нижиих конечностей | Мышцы |
Жим штанги или гантелей (выпрямление рук) лежа на наклонной, горизонтальной скамье и наклонной скамье головой вниз; отжимание на брусьях | Верхние, средние и нижние отделы грудных мышц |
Тяга штанги, гантелей или блочного устройства к подбородку | Трапециевидные мышцы |
Тяга штанги или гантелей в наклоне; тяга к животу и вниз на блочном устройстве; подтягивание на перекладине | Средние и боковые отделы широчайших мышц спины |
Становая тяга (подъем штанги за счет разгибания туловища) с согнутыми и прямыми ногами; выпрямление туловища лежа поперек скамьи лицом вниз | Мышцы, выпрямляющие туловище |
Подъем туловища из положения лежа; подъем ног на наклонной скамье | Мышцы живота |
Жим штанги или гантелей выше уровня головы; тяга штанги или гантелей к подбородку | Дельтовидные мышцы |
Сгибание рук со штангой или гантелями стоя; то же с упором рук | Двуглавые мышцы плеча |
Выпрямление рук со штангой за счет разгибания в локтях лежа (французский жим); жим пгганги узким хватом лежа; отжимание иа брусьях | Трехг лавые мышцы плеча |
Сгибание рук в запястьях хватом грифа сверху и снизу; сгибание рук в локтях хватом грифа сверху | Мышцы предплечья |
Приседание со штангой на спиие, на груди; вертикальный и иаклоиный жим ногами лежа | Четырехглавые мышцы бедра |
Становая тяга с прямыми иогами | Двуглавые мышцы бедра |
Подъем на иоски со штангой иа спине | Трехглавые мышцы голени |
Занятия атлетической гимнастикой включают в себя три фазы (части):
-
разминку;
-
силовые упражнения (основную часть);
-
заключительную часть.
Разминка имеет особое значение, поскольку снижает вероятность травм и позволяет проработать мышцы по всей амплитуде движений. Общая разминка обычно состоит из разогревающих упражнений - легкой пробежки, работы на велотренажере и других подобных упражнений в течение нескольких минут. В специальной разминке применяются упражнения на растягивание, в частности, повторные статические упражнения (стретчинг). Рекомендуется, например, наклон вперед из стойки с разведенными руками между фиксированными опорами; занесение стоп за голову до касания пола из положения лежа на спине; наклон вперед с касанием носков пальцами рук и пр. Растянутое положение достигается за 2-3 с и удерживается 7-10 с. Упражнения повторяются трижды. После упражнений на растягивание в течение 5-10 мин выполняются прыжки со скакалкой, отжимания, наклоны.
Силовые упражнения, объем и интенсивность нагрузки в основной части занятия подбираются с учетом подготовленности занимающихся и задач тренировочного цикла.
Заключительная часть состоит из успокаивающих упражнений, таких, как медленный бег с переходом на ходьбу или плавание. На нее отводится 5-10 мин.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.