42.Методы оценки выносливости.
При характеристике выносливости как физического качества было показано, что в основе общей выносливости (общей физической работоспособности) лежит аэробная производительность организма, показателем которой служит максимальное потребление кислорода. Данный физиологический показатель позволяет объективно оценить функциональное состояние важнейших систем организма, от которых, в первую очередь, зависит проявление выносливости — сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и системы крови.
На практике наиболее простой и распространенный способ определения МПК заключается в выполнении работы заданной интенсивности (вращение педалей на велоэргометре, восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщии в темпе 22,5 цикл/мин) с регистрацией ЧСС на пятой минуте работы. МПК находится по номограмме Аст- ранда (рис. 9). Если у мужчин в возрасте до 30 лет величина МПК в пересчете на 1 кг массы тела больше 56 мл/мин-кг, то уровень аэробных возможностей высокий, 52-56 - хороший, 44-51 - средний, 39-43 - умеренный, меньше 39 - низкий; у женщин до 30 лет: больше 48 мл/мин-кг - уровень аэробных возможностей высокий, 44-48 - хороший, 35-43 - средний, 34 — умеренный, меньше 29 - низкий.
Кроме МПК общую выносливость также характеризуют рассмотренные показатели реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку (индекс Гарвардского степ-теста и т.д.).
Другой метод оценки общей выносливости заключается в применении максимальных тестов - 12-минутного теста Купера, бега и лыжной гонки на дистанциях от 2 до 10 км.
Тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния за 12 мин бега по ровной местности, плавания и езды на велосипеде. Между результатом теста Купера и величиной МПК существует тесная взаимосвязь. Оценка производится по таблицам для разных возрастных групп
Таблица 7
Оценка общей физической работоспособности людей в возрасте до 30 лет по результатам 12-минутного теста Купера
Упражнения | Оценка | ||||||
Отлично | Хорошо | Удовл. | Плохо | Очень плохо | ||||
| Мужчины | ||||||
Бег, км Плавание, м Езда на велосипеде, км | Больше 2,6 Больше 650 Больше 8,8 | 2,4-2,6 550-650 7,2-8,8 | 2,1-2,4 450-550 5,6-7,1 | 1,95-2,1 350-450 4,0-5,5 | Меньше 1,95 Меньше 350 Меньше 4,0 | ||
| Женщины | ||||||
Бег, км Плавание, м Езда на велосипеде, км | Больше 2,1 Больше 550 Больше 7,2 | 1,9-2,1 450-550 5,6-7,2 | 1,8-1,9 350-450 4.0-5,5 | 1,55-1,8 275-350 2,4-4,0 | Меньше 1,55 Меньше 275 Меньше 2,4 | ||
|
|
|
|
|
|
Упражнения | Оценка, очки | |||||||||
5 | 4 | 3 | 2 _ | 1 | ||||||
| Мужчины | |||||||||
Бег 3 км, мин.с Бег на 5 км, мин.с Лыжная гонка 5 км, мин.с Лыжная гонка 10 км, мин.с | 12.00 21.30 23.50 50.00 | 12.35 22.30 25.00 52.00 | 13.10 23.30 26.25 55.00 | 13.50
|
| |||||
| Женщины | |||||||||
Бег 2 км, мин.с | 10.15 | 10.50 | 11.15 | 11.50 | 12.15 | |||||
Бег 3 км, мин.с | 19.00 | 20.15 | 21.00 | 22.00 | 22.30 | |||||
Лыжная гонка 3 км, мин.с | 18.00 | 18.30 | 19.30 | 20.00 | 21.00 | |||||
Лыжная гонка 5 км, мин.с | 31.00 | 32.30 | 34.25 | 36.40 | б/врем. |
Бег и лыжная гонка на дистанциях от 2 до 10 км применяются, как правило, в качестве контрольных упражнений для оценки общей выносливости студентов. Упражнения и их оценка в очках представлены в табл. 8.
Таблица 8 Оценка общей выносливости студентов по результатам контрольных упражнений
Оценка в 5 очков соответствует высокому уровню развития общей выносливости, ниже 1 очка — неудовлетворительному.
Скоростная выносливость оценивается реже и только у хорошо подготовленных людей. Для этого чаще всего используется бег на дистанциях от 200 до 1000 м. Кроме того, скоростную выносливость характеризует результат в плавании на 50 и 100 м. Так, для студентов высокому уровню развития скоростной выносливости соответствует результат в плавании на 100 м 1 мин 40 с у мужчин и 2 мин 15 с у женщин; неудовлетворительному уровню - хуже 2 мин 30 с у мужчин и 4 мин 10 с у женщин. Однако надо иметь в виду, что в данном случае результат определяется не только физическими качествами, но и совершенством техники плавания.
- 1.Основные понятия физической культуры.
- 2.Возникновение и развитие физической культуры.
- 3.Олимпийские игры Древней Греции.
- 4.Олимпийские игры современности.
- 5.Крупнейшие современные спортивные соревнования.
- 6.Направления спортивного движения.
- 7.Организационно-правовые основы физической культуры.
- 8.Студенческие спортивные организации и соревнования.
- 11.Общая классификация систем физических упражнений.
- 12.Восточные и современные системы физических упражнений.
- 13.Виды спорта комплексного развития и развивающие выносливость, силовые способности, быстроту, ловкость.
- Методы физического воспитания и спортивной тренировки
- 17.Общая физическая подготовка в системе физического воспитания.
- 18.Спортивная тренировка и её компоненты.
- 19.Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки, классификация физических качеств.
- 20.Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки, этапы обучения двигательным действиям.
- 21 Психическая подготовка как компонент спортивной подготовки.
- 3.2 Основная часть
- 3.3 Заключительная часть (расслабляющая)
- 23.Характеристика силовых способностей и методика их развития.
- 2. Методы развития силовых способностей
- 24.Характеристика быстроты и методика её развития.
- 25.Характеристика выносливости и методика её развития.
- 2.1. Равномерный непрерывный метод.
- 2.2. Переменный непрерывный метод.
- 27.Характеристика гибкости и методика её развития.
- 28.Особенности комплексного развития физических качеств.
- 29.Телосложение, осанка и методика их коррекции.
- 30.Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий.
- 31.Виды планирования занятий физическими упражнениями.
- 32.Аэробика и наиболее эффективные упражнения системы аэробика.
- 34. Определение объёма и интенсивности нагрузки в аэробике и атлетической гимнастике.
- 35.Особенности занятий женщин физическими упражнениями.
- 36.Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- 37.Методы оценки телосложения.
- 38.Методы оценки состояния сердечнососудистой системы.
- 39.Методы оценки состояния системы дыхания.
- 1. Частота и ритм дыхания.
- 2. Минутный объем дыхания ( мод).
- 3. Минутное поглощение кислорода ( мпо2 ).
- 40.Методы оценки состояния нервной системы.
- 41.Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы.
- 42.Методы оценки выносливости.
- 43.Методы оценки силовых способностей.
- 44.Методы оценки быстроты.
- 45.Методы оценки гибкости.
- 46.Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цель и задачи.
- 47.Понятие "здоровье". Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.
- 48. Компоненты здорового образа жизни.
- 49.Двигательная активность. Рациональный режим труда и отдыха.
- Двигательная активность и её оптимальный уровень.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- 50.Общие требования к полноценному питанию, энергетически-сбалансированное и качественно-сбалансированное питание, калорийность пищи.
- Энергетически-сбалансированное пнтанне. Калорийность пищи.
- Качественно-сбалансированное питание.
- 51.Безвредность и усвояемость пищи, режим питания и особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями.
- 54.Методика закаливания с использованием банных процедур и различные виды массажа.
- 55.Культура межличностного общения и психофизическая регуляция.
- 56.Вредные привычки и их влияние на организм.