logo

13.8. Основные формы психической деятельности

Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути.изучения физиологических механизмов, лежащих в осно­ве психической деятельности. И. П. Павлов отмечал, что у физио­логии и психологии общий объект изучения - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению этих фун­кций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.

Психическая деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помо­щью нейрофизиологических процессов. Психическая деятель­ность - осознаваемая деятельность организма, сопровождаемая или не сопровождаемая физической работой. Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, пред­ставление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.

Ощущение - это форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений ре­альной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности.

Восприятие - также одна из форм психической деятель­ности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.

Представление - идеальный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательно­го свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринима­ющего, хранящего и воспроизводящего в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.

Мышление — это процесс познания и накопления информа­ции и опыта и оперирование знанием, т. е. закодированной с по­мощью механизмов памяти информацией.

Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление — форма отражения действительности, проявляющееся в целесообраз­ном адекватном поведении, это мышление в действии. Оно свойствен­но человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развиваю­щаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойст­венно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) — форма мыш­ления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательно­го ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыду­щего и обусловливает последующее. Свойственно только человеку.

Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга.

Эмоции (чувства) - реакции организма на действие вне­шних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. етоуео, етоуеге - потря­сать, волновать).

Причины возникновения эмоций весьма разнообразны: удов­летворение или неудовлетворение биологической или социальной потребности, экстремальные экологические ситуации, болевые воздействия, болезни, достижение или недостижение цели, полу­чение приятной или неприятной информации, недостаток или отсутствие информации, необходимой для достижения цели и т. д. Некоторые авторы предложили формулы, включающие те или иные факторы в качестве причин эмоций. Однако они не могут включить все непосредственные причины, ведущие к возникнове­нию эмоций. Примерами биологической потребности являются пищевая, питьевая, половая и другие потребности; социальной -достижение высоких спортивных результатов, хороших показа­телей в учебе и т. д.

Классификация эмоций. Имеется несколько критериев для классификации эмоций. Во-первых, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции выражаются в повы­шении жизнедеятельности - в физическом, духовном подъеме; астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельно­сти, уменьшении духовных и физических сил. Во-вторых, эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные эмо­ции обычно сопровождаются активизацией деятельности человека и направлены на сохранение и усиление этого состояния. Отри-

328

329

дательные стенические эмоции направлены на устранение небла­гоприятных воздействий на организм. Отрицательные астени­ческие эмоции (ужас, тоска) возникают, когда значительно недо­стает ресурсов для решения задачи даже при максимальной мобилизации сил организма. Выделяют следующие основные эмо­ции: 1) радость; 2) интерес; 3) удивление; 4) горе; 5) отвращение; 6) гнев; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд.

Состояние организма во время эмоций обычно сопровожда­ется значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической систе­мы, лобные и височные доли коры большого мозга. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растор-маживанием биологических реакций. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии.

Значение эмоций.

  1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыс­лительную деятельность и чувствительность анализаторов, облег­чает запоминание большего объема информации и на более длитель­ный срок, повышает спортивные достижения и т. п.

  2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

  3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И. П. Павлов отме­чал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отри­цательная разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здо­ровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами» (Т. Сиденгейм, английский врач, XVII в.).

Выделяют и ряд других функций эмоций, например, оценочную (отражательную) функцию, однако это не обосновано. В частности, это относится и к так называемой оценочной роли эмоций. Оцени­вает свое состояние сам организм (ощущение голода, жажды, боли, радость при достижении цели и т. д.), а не эмоция. Поэтому есте­ственно, что при описании этой «функции» эмоций приводятся при­меры, иллюстрирующие мобилизующую роль эмоций.

Называют также подкрепляющую функцию эмоций, однако при­меры приводятся тоже о мобилизующей роли эмоций. Так, у сытой кошки невозможно выработать пищевой условный рефлекс, а у го­лодной он вырабатывается легко. Совершенно очевидно, что и в этом случае подкрепление (пища как награда) мобилизует организм, т. е. это самая настоящая мобилизующая роль эмоций.

По мнению ряда авторов, имеется и переключательная функ­ция эмоций, когда человек должен выбирать из нескольких возмож­ных одно действие, например, приготовить пищу и удовлетворить пищевую потребность или пойти в театр. В подобных ситуациях побеждают (мобилизуют организм) более сильная мотивация и эмо­ция. Таким образом, и так называемая переключательная роль эмо­ций является мобилизующей, которую мы уже проанализировали (см. пункт 1).