13.8. Основные формы психической деятельности
Открытие и изучение условных рефлексов было первым шагом на пути.изучения физиологических механизмов, лежащих в основе психической деятельности. И. П. Павлов отмечал, что у физиологии и психологии общий объект изучения - высшие функции мозга, однако каждая из этих наук подходит к изучению этих функций со своими методами и понятиями, поэтому полного сведения психического к физиологическому быть не может.
Психическая деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Психическая деятельность - осознаваемая деятельность организма, сопровождаемая или не сопровождаемая физической работой. Различают следующие формы психической деятельности: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Ощущение - это форма непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности, воздействующих в данный момент на органы чувств человека. Ощущения - это базисный элемент других форм психической деятельности.
Восприятие - также одна из форм психической деятельности, заключающаяся в узнавании предмета или явления или в формировании субъективного образа впервые встречаемых предметов и явлений.
Представление - идеальный образ предмета или явления, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Образ предмета, явления мы извлекаем из памяти - замечательного свойства высокоорганизованной материи - мозга (воспринимающего, хранящего и воспроизводящего в сознании информацию и опыт). Представление без памяти невозможно, как и мышление.
Мышление — это процесс познания и накопления информации и опыта и оперирование знанием, т. е. закодированной с помощью механизмов памяти информацией.
Виды мышления. 1. Элементарное (конкретное) мышление — форма отражения действительности, проявляющееся в целесообразном адекватном поведении, это мышление в действии. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическую основу элементарного мышления составляет первая сигнальная система. 2. Абстрактное мышление - отвлеченно-понятийная форма мышления, развивающаяся со становлением второй сигнальной системы. Оно свойственно только человеку. Вторая сигнальная система обеспечивает мышление с помощью различных понятий, категорий, формул. 3. Словесно-логическое мышление (дискурсивное) — форма мышления, основанная на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее. Свойственно только человеку.
Наибольшее значение для мышления имеют ассоциативные зоны коры большого мозга.
Эмоции (чувства) - реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями (от лат. етоуео, етоуеге - потрясать, волновать).
Причины возникновения эмоций весьма разнообразны: удовлетворение или неудовлетворение биологической или социальной потребности, экстремальные экологические ситуации, болевые воздействия, болезни, достижение или недостижение цели, получение приятной или неприятной информации, недостаток или отсутствие информации, необходимой для достижения цели и т. д. Некоторые авторы предложили формулы, включающие те или иные факторы в качестве причин эмоций. Однако они не могут включить все непосредственные причины, ведущие к возникновению эмоций. Примерами биологической потребности являются пищевая, питьевая, половая и другие потребности; социальной -достижение высоких спортивных результатов, хороших показателей в учебе и т. д.
Классификация эмоций. Имеется несколько критериев для классификации эмоций. Во-первых, выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции выражаются в повышении жизнедеятельности - в физическом, духовном подъеме; астенические эмоции проявляются в угнетении жизнедеятельности, уменьшении духовных и физических сил. Во-вторых, эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные эмоции обычно сопровождаются активизацией деятельности человека и направлены на сохранение и усиление этого состояния. Отри-
328
329
дательные стенические эмоции направлены на устранение неблагоприятных воздействий на организм. Отрицательные астенические эмоции (ужас, тоска) возникают, когда значительно недостает ресурсов для решения задачи даже при максимальной мобилизации сил организма. Выделяют следующие основные эмоции: 1) радость; 2) интерес; 3) удивление; 4) горе; 5) отвращение; 6) гнев; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд.
Состояние организма во время эмоций обычно сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой.
Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической системы, лобные и височные доли коры большого мозга. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растор-маживанием биологических реакций. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии.
Значение эмоций.
Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок, повышает спортивные достижения и т. п.
Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.
Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н. И. Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И. П. Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отрицательная разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами» (Т. Сиденгейм, английский врач, XVII в.).
Выделяют и ряд других функций эмоций, например, оценочную (отражательную) функцию, однако это не обосновано. В частности, это относится и к так называемой оценочной роли эмоций. Оценивает свое состояние сам организм (ощущение голода, жажды, боли, радость при достижении цели и т. д.), а не эмоция. Поэтому естественно, что при описании этой «функции» эмоций приводятся примеры, иллюстрирующие мобилизующую роль эмоций.
Называют также подкрепляющую функцию эмоций, однако примеры приводятся тоже о мобилизующей роли эмоций. Так, у сытой кошки невозможно выработать пищевой условный рефлекс, а у голодной он вырабатывается легко. Совершенно очевидно, что и в этом случае подкрепление (пища как награда) мобилизует организм, т. е. это самая настоящая мобилизующая роль эмоций.
По мнению ряда авторов, имеется и переключательная функция эмоций, когда человек должен выбирать из нескольких возможных одно действие, например, приготовить пищу и удовлетворить пищевую потребность или пойти в театр. В подобных ситуациях побеждают (мобилизуют организм) более сильная мотивация и эмоция. Таким образом, и так называемая переключательная роль эмоций является мобилизующей, которую мы уже проанализировали (см. пункт 1).
- Предисловие
- Часть I учебника оформлена в традиционном для учебников по физиологии стиле - по отдельным системам - и состоит из трех разделов.
- Раздел I
- Глава 1 общая физиология возбудимых тканей
- 1.1. Потенциал покоя
- 1.2. Потенциал действия
- 1.3. Локальный потенциал
- 1.4. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность
- 1.5. Оценка возбудимости клетки. Аккомодация
- Глава 2 понятия о регуляции функций организма
- 2.1. Нервный механизм регуляции. Рефлекторная дуга Общая характеристика
- 2.2. Характеристика гормональной регуляции
- 2.4. Системный принцип регуляции
- 2.5. Типы регуляции функций организма
- Глава 3 физиология вегетативной нервной системы
- 3.1. Симпатическая нервная система
- 3.2. Мозговой слой надпочечников - составная часть симпатоадреналовой системы
- 3.3. Парасимпатическая нервная система
- 3.4. Интраорганная нервная система и тканевые рецепторы
- 3.5. Взаимодействие между отделами вис и регуляция функций синапсов
- 3.6. Центры и афференты вегетативной нервной системы
- 3.7. Дуга вегетативного рефлекса
- 3.8. Тонус вегетативных центров
- 3.9. Трофическое действие нервной системы
- Глава 4 физиология желез внутренней секреции
- 4.1. Механизм действия гормонов
- 4.2. Регуляция выработки гормонов
- 4.3. Гипофиз
- 4.4. Гормоны коры надпочечников
- 4.5. Щитовидная и паращитовидные железы
- 4.6. Поджелудочная железа
- 4.7. Половые железы
- 4.8. Другие органы, вырабатывающие гормоны
- Глава 5 регуляция движений
- 5.1. Структурно-функциональная характеристика скелетной мышцы и механизм ее сокращения
- 5.2. Виды мышечных сокращений
- 5.3. Двигательные единицы
- 5.4. Сила мышцы и ее работа
- 5.5. Функции центральной нервной системы
- 5.6. Функции клеток цнс и ликвора, классификация нейронов цнс, их медиаторы и рецепторы
- 5.9. Свойства нервных центров
- 5.10. Торможение в цнс
- 5.11. Координационная деятельность цнс
- 5.12. Роль спинного мозга в осуществлении движений
- Рефлексы спинного мозга
- 5.13. Двигательные системы ствола мозга
- 5.14. Функции ретикулярной формации
- 5.15. Мозжечок
- 5.16. Промежуточный мозг
- 5.17. Базальные ганглии
- 5.18. Лимбическая система
- 5.19. Физиология коры большого мозга
- Раздел II
- Глава 6 система крови
- 6.1. Кровь как внутренняя среда организма
- 6.2. Физиология эритроцитов
- 6.3. Физиология лейкоцитов
- 6.4. Системы групп крови
- 6.5. Система регуляции агрегатного состояния крови (раск)
- Фибринолиз
- Глава 7 система дыхания
- 7.1. Внешнее дыхание
- Механизм вдоха и выдоха
- 7.2. Транспорт газов кровью
- Транспорт кислорода
- Транспорт углекислого газа
- 7.3. Регуляция дыхания
- Саморегуляция вдоха и выдоха
- Нейрогуморальная регуляция интенсивности дыхания
- 8.1. Цикл сердечной деятельности
- 8.2. Особенности свойств сердечной мышцы и ее энергообеспечения
- 8.3. Автоматия сердца и аритмия в его деятельности
- 8.4. Методы исследования деятельности сердца
- 8.5. Регуляция деятельности сердца
- 8.6. Гемодинамика
- Движение крови по артериям
- Движение крови по капиллярам
- Движение крови по венам
- 8.7. Особенности кровотока в легких
- 8.8. Регуляция тонуса сосудов
- Нервная регуляция
- 3. Вещества двоякого действия на сосуды.
- 8.9. Регуляция системного артериального давления
- Центр кровообращения
- 8.10. Сопряженные рефлексы сердечно-сосудистой системы
- 8.11. Лимфатическая система
- Глава 9 пищеварительная система
- 9.1. Понятия. Характеристика гладкой мышцы
- 9.2. Функции пищеварительной системы. Состояние голода и насыщения
- 9.3. Пищеварение в полости рта. Акт глотания
- 9.4. Пищеварение в желудке
- Гидролиз пищи в желудке
- Моторная функция желудка
- 9.5. Пищеварение в тонкой кишке
- Роль печени в пищеварении
- 9.6. Всасывание
- 9.7. Пищеварение в толстой кишке
- Глава 10 обменвеществ и энергии
- 10.1. Понятия
- 10.2. Обмен веществ
- 10.3. Обмен энергии в организме
- Глава 11 выделительная система
- 11.1. Характеристика системы выделения
- 11.2. Структурно-функциональная характеристика почки
- 11.3. Роль различных отделов нефрона в мочеобразовании
- 11.5. Регуляция мочеобразовательной функции почек
- 11.6. Роль почек в поддержании показателей организма
- 11.7. Количество и состав конечной мочи
- 11.8. Выведение мочи
- Раздел III
- Глава 12 анализаторы (сенсорные системы)
- 12.1. Общая физиология анализаторов
- 12.2. Зрительный анализатор
- 12.3. Слуховой анализатор
- 12.4. Вестибулярный анализатор
- 12.5. Другие анализаторы
- 12.6. Болевой анализатор и обезболивающая (антиноцицептивная) система
- Глава 13 высшая нервная деятельность
- 13.1. Методы исследования внд
- 13.2. Характеристика условных рефлексов
- 13.3. Механизм образования условных рефлексов
- 13.4. Память
- 13.5. Основные формы научения
- 13.6. Торможение условных рефлексов
- 13.7. Учение о типах высшей нервной деятельности
- 13.8. Основные формы психической деятельности
- 13.9. Особенности внд человека
- 13.10. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга
- 13.11. Бодрствование и сон. Сновидения
- 13.12. Принципы организации поведенческих реакций
- Глава 14
- 14.1. Акселерация и ретардация роста и развития детей и подростков
- 14.2. Физиология нервов и синапсов
- 14.3. Вегетативная нервная система
- 14.4. Эндокринная система
- Гормоны гипофиза
- Половые гормоны
- 14.5. Физиология цнс
- 14.6. Физиология мышц
- 14.7. Система крови
- 14.8. Система дыхания
- 14.9. Кровообращение
- 14.10. Пищеварение, обмен веществ и энергии, выделение, терморегуляция
- 14.11. Сенсорные системы (анализаторы)
- 14.12. Высшая нервная деятельность (внд)
- Раздел I физиология внутрен
- Глава 15 сердечно-сосудистая система и система крови
- 15.1. Частота сердечных сокращений (чсс)
- 15.2. Кровяное (артериальное) давление
- 15.3. Ударный объем сердца (уос)
- 15.4. Минутный объем сердца (мос)
- 15.5. Сосудистое сопротивление
- 15.6. Региональный кровоток
- 15.7. Газы и рн крови, гематокрит
- 15.8. Внутрисердечная гемодинамика
- 15.9. Сердечный цикл
- 15.10. Сила сокращения миокарда
- 15.11. Сократимость сердечной мышцы
- 15.12. Сердечный выброс и распределение крови
- Мышечный насос
- Работа сердца
- Электрокардиограмма (экг)
- Патологические изменения экг
- Нарушения проводимости
- 15.13. Тестирование физической работоспособности
- Нагрузочные тесты для детей
- Определение максимального потребления кислорода (мпк)
- Тестирование анаэробной производительности
- Показатели крови
- Глава 16 органы системы дыхания
- 16.1. Система внешнего дыхания
- 16.2. Исследование диффузной способности легких
- 16.3. Роль дыхания в поддержании кислотно-щелочного равновесия (кщр)
- Глава 17
- 17.1. Желудочно-кишечный тракт
- Переваривание и всасывание белков
- Всасывание воды, солей, микроэлементов, витаминов
- 17.2. Сбалансированный рацион питания
- Водный и электролитный баланс
- 17.3. Влияние физической нагрузки на пищеварительные процессы
- Обмен веществ в условиях покоя
- Интенсивность обмена веществ во время занятий спортом
- Глава 18 эндокринная система
- 18.1. Щитовидная железа
- 18.2. Гормоны надпочечников
- 18.3. Гормоны поджелудочной железы
- 18.4. Гормоны гипофиза
- 18.5. Паращитовидные железы
- 18.6. Гормоны половых желез
- 18.7. Тимус (вилочковая железа)
- 18.8. Эпифиз
- 18.9. Гипоталамус
- 18.10. Гормоны и физическая деятельность
- Глава 19
- Центральная нервная система
- И нервно-мышечный аппарат.
- Анализаторы
- 19.1. Исследование цнс и нервно-мышечного аппарата
- 19.2. Исследование рефлексов
- Висцеральные рефлексы и симптомы их нарушения
- 19.3. Исследование остроты зрения, цветоощущения, поля зрения
- 19.4. Исследование слуха
- 19.5. Исследование анализаторов
- 19.6. Исследование вегетативной нервной системы (внс)
- Раздел II
- Глава 20 состояние организма при занятиях спортом
- 20.1. Предстартовое состояние
- Л 20.2. Разминка
- 20.3. Физиологическая характеристика мышечной работы
- Динамическая работа
- 20.4. Тренировка
- 20.5. Физическая работоспособность
- Спортивная форма
- Умственное утомление
- Хроническое утомление
- 20.6. Невроз
- 20.7. Адаптивные процессы при тренировке
- 20.8. Пол и возраст
- Глава 21
- 21.1. Циклические виды спорта
- 21.2. Игровые виды спорта
- 21.3. Единоборства
- 21.4. Скоростно-силовые виды спорта
- 21.5. Сложнотехнические виды спорта
- 21.6. Другие виды спорта
- Глава 22
- Характеристика
- Оздоровительной (профилактической)
- Физкультуры
- 22.1. Гиподинамия
- 22.2. Физиологическое обоснование применения средств физкультуры
- Гимнастика
- Гимнастика в воде
- Занятия на тренажерах
- Спортивные игры
- Бадминтон
- Настольный теннис
- Водный туризм
- Лыжный туризм
- Ближний туризм
- Терренкур
- 22.3. Расход энергии
- Энергозатраты во время занятий оздоровительной физкультурой
- Глава 23
- 23.1. Сон. Гиперсомния
- 23.2. Боль
- 23.3. Боли в мышцах. Судороги мышц
- 23.4. Болевой печеночный синдром
- 23.5. Бронхоспазм
- 23.6. Нормализация массы тела
- Раздел III
- Глава 24 терморегуляция. Акклиматизация
- 24.1. Терморегуляция
- 24.2. Тепловой баланс
- Гипертермия
- Излучение
- Теплопроводность
- Конвекция
- Испарение
- 24.3. Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- 24.4. Акклиматизация (адаптация)
- 24.5. Температура тела в условиях физической нагрузки
- Глава 25 биологические ритмы
- 25.1. Классификация биоритмов
- 25.2. Биоритмы и работоспособность
- Глава 4. Физиология желез внутренней секреции 64
- Глава 5. Регуляция движений 75
- Часть II. Физиология детей
- Глава 14. Особенности физиологии детей и подростков 343
- Часть III. Физиология физического воспитания и спорта (в. И. Дубровский) 371
- Раздел I. Физиология внутренних органов 373
- Глава 15. Сердечно-сосудистая система и система крови 373
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 117571, Москва, просп. Вернадского, 88,