3. Методы спортивной тренировки
Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для решения конкретных задач (достижение поставленной цели).
В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и практические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их квалификации и уровню подготовленности.
К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами.
Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие устройства, и том числе с программным управлением и обратной связью).
Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы:
методы, преимущественно направленные на освоение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;
методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве.
Остановимся на этих методах более подробно.
Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям.
Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно.
Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упражнения.
Большое значение при разучивании движений отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, "семенящий" бег, бег прыжками и др.
В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для освоения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастическую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атлетов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку координационных возможностей двигательного аппарата.
Методы, направленные на совершенствование двигательных качеств Развитие двигательных качеств в процессе спортивной тренировки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального.
Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равномерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но зато в течение продолжительного времени. Например, такая тренировочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции.
Непрерывный метод широко используется в основном в циклических видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ациклических упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный метод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у баскетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы.
Интервальный метод характеризуется тем, что движение выполняется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном выполнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и "расчетное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодоления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах добиться возможности пробежать в запланированное время большие отрезки и, наконец, всю дистанцию
В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств интервальный метод делится на переменное и повторное упражнение.
Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (например, в беге на средние и длинные дистанции):
большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро;
быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается равномерными частями;
большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно;
быстрое начало завершается замедлением движения, затем делается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции;
многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно;
быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание оставшейся части дистанции.
Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного движения с различной интенсивностью.
Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта.
Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе).
В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реальным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы.
Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае рассматриваемся как один из способов повышения эффективности тренировочного пронесся.
В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психического и общего состояния. К ним можно отнести:
идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением);
эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога;
самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации.
В спортивной тренировке также используется ряд других факторов, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей природе, поэтому их трудно представить в логически строгой классификации. Как правило, их выделяют в следующие три группы:
естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержание кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.);
гигиенические средства оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиляция, искусственная аэронизация и другие восстановительные процедуры);
материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная литература и др.).
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки