1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
Результаты в различных видах деятельности определяются не только уровнем общей физической подготовленности, то есть, двигательными возможностями, но и умением реализовать имеющийся двигательный потенциал в необходимое время, а чаще – в условиях дефицита времени. Одним из качеств двигательной деятельности, необходимой для этого, является ловкость.
В.М. Зациорский (1990), Л.П. Матвеев (1998) сформулировали относительно приемлемое представление о сущности ловкости. По их мнению, ловкость определяется как способность быстро овладевать новыми движениями с высокой координационной сложностью, то есть, быстро обучаться и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.
Координационные способности, как важнейшее проявление ловкости, характеризуются как свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. При этом координация движений характеризуется пространственной точностью движений, их ритмичностью, способностью повторять движения в данной последовательности и с большой амплитудой, умение двигательно предвосхищать возникающие ситуации. Способность к выполнению координационных (ловких) движений обеспечивается сложным взаимодействием центральных механизмов управления движениями.
Н.А. Бернштейн (1968) относит ловкость к одному из основных психофизических качеств и отмечает, что необходимой предпосылкой для ее развития является хорошая двигательная координация. Координация связана с преодолением избыточных степеней свободы органов движения человека или превращением их в управляемые системы. Природной основой координационных способностей являются анатомо-физиологические задатки: уровень развития и соотношения сигнальных систем, природные свойства анализаторов, свойства нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность, лабильность), отдельные уровни ЦНС.
Различные проявления координационных способностей в неодинаковой мере обусловлены наследственными факторами. Согласно исследованиям А.К. Москатовой (1983), отдельные проявления координационных способностей наследуют от 10 до 80 %, что еще раз подчеркивает их качественную неоднородность и сложность интерпретации проявлений ловкости как единого физического качества.
Таким образом, ловкость рассматривается как комплексное двигательное качество, как совокупность определенных способностей, что говорит об интегральности ловкости как физического качества.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки