3. Общие механизмы развития физических качеств
В физическом воспитании выделяют две составляющих этого процесса: обучение движениям или техническая подготовка и развитие двигательных (физических) качеств как совершенствование отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека, т.е.физическая подготовка.
В физиологии выделяют основные физические качества (ФК): сила, быстрота, выносливость (т.к. имеются метрические измерители в системе СИ и СGS; сила - в кг, ньютонах (Н) и динах (Д); быстрота - в миллисекундах (мс); выносливость - в секундах, минутах, часах (при определенной дистанции) или метрах – при лимите времени. Вторичными физическими качествами являются ловкость и гибкость, так как у них нет четких метрических измерителей. По-видимому, комплексными физическими качествами следует считать скоростно-силовые и скоростные качества.
Общим механизмом развития всех физических качеств в процессе индивидуальной жизни являются:
Механизм временной связи (условного рефлекса). Примеры в доказательство: увеличение силы (С), быстроты (Б) и выносливости (В) происходит уже после однократной тренировки, когда еще не успевают организоваться морфофункциональные перестройки; увеличение С и Б на симметричных, но не тренируемых конечностях; показатели С, Б, В четко коррелируют с динамикой циркадных ритмов (зависящих от состояния ЦНС).
Развитие физических качеств обусловлено совокупностью прогрессивных, структурных, биохимических и функциональных изменений в организме, т.е. мобилизацией резервов при тренировке, что обусловлено сложными нейрогуморальными механизмами регуляции. В качестве примеров можно привести: мышечную силу (гипертрофия, накопление АТФ, КрФ и др.); выносливость (повышение МПК, резервов дыхательной и с.с. системы и др.); быстроту (изменения в ЦНС - повышение лабильности, возбудимости и др.).
Развитие механизмов экономизации, то есть, развитие способности выполнять работу с наименьшими энергетическими затратами. Примером механизмов развития экономизации, т.е. повышения КПД работы различных систем (принцип экономизации) являются: мышечная сила - синхронизация работы двигательных единиц (ДЕ); выносливость - повышение % утилизации О2; быстрота - повышение лабильности и укорочение времени реакции.
Повышение резистентности (сопротивляемости) тканей и клеток к изменениям гомеостаза и параметров внутренней среды можно наблюдать при увеличении устойчивости к накоплению лактата в циклических видах деятельности субмаксимальной мощности; повышении гипоксической устойчивости организма (задержка дыхания и переносимость в горах в видах на выносливость).
Механизм суперкомпенсации наблюдается при развитии физического качества силы (накопление АТФ, КрФ, миоглобина сверх исходного уровня, гипертрофия) и выносливости (накопление энергетических потенциалов, повышение МПК и т.д.).
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки