1. Общие понятия
Гибкость (Г) - способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).
Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, ласточка). ПГ проявляется в амплитуде движений за счет внешних сил.
Гибкость зависит: от эластичности мышц, связок; от структурных и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих объем движения в суставах; от снижения возбудимости растягиваемых мышц (состояние ЦНС - т.к. тормозится миотатический рефлекс); от внешней температуры; от возраста; от суточной периодики. Гибкость отрицательно коррелирует с силой.
Для воспитания гибкости используются 2 группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения - наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, маховые движения (динамическая гибкость). Пассивные движения – это выполнение тех же движений, но с помощью партнера, отягощения или тренажеров (статические упражнения).
Выделяют общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах, специальная – только с амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного задания.
Проявление гибкости зависит от ряда факторов, которые следует учитывать при построении учебно-тренировочного процесса.
Главный фактор – анатомический, так как форма костей скелета во многом определяет направление и размах движений в суставе.
Проявление гибкости зависит от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, осуществляющие движения, то есть, мышечной координации.
На гибкость влияют внешние условия:
время суток (гибкость меньше утром, чем вечером);
температура воздуха (при высокой температуре гибкость выше);
длительность разминки (желательно, не менее 20 мин разминки);
температура тела (подвижность в суставах увеличивается после теплой ванны, сауны и т.д.).
Немаловажным фактором является общее функциональное состояние организма: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счет снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная – увеличивается.
Улучшают гибкость положительные эмоции и мотивация.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки