3. Методика воспитания координации
В методической литературе отчетливо просматриваются два основных пути развития координации: накопление разнообразных двигательных навыков, умение и совершенствование способности перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Подчеркивается важность развития способности восприятия собственных движений в пространстве и во времени. По данным исследований для развития ловкости целесообразно применять упражнения, которые содержат элементы новизны. Привычные двигательные действия в этом отношении малоэффективны.
Основы воспитания ловкости:
овладение новыми движениями (запас двигательных навыков);
повышение координационной сложности осваиваемых движений (IV степени сложности - точность, согласование движений, реакция на изменение двигательной обстановки за счет средств ОФП и СФП);
тренировать быструю и полную восстанавливаемость ("тренировать тренируемость" - Л.А. Орбели);
тренировать чувство пространства (дифференцировочное торможение), чувство времени. При развитии ребенка идти от хаотичных, диффузных движений к точным, целенаправленным.
Особая роль принадлежит простым общеразвивающим упражнениям (ОРУ), в которых одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения.
Комплексная работа нескольких анализаторов, 1-й и 2-й сигнальной системы дает наилучшие результаты. Развитие ловкости в данном случае непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок.
Для развития ловкости необходимо обогащать занимающихся новыми двигательными навыками и умениями; повышать быстроту ответа на внезапное изменение обстановки, правда, реагируя «не скоро, а споро» (Н.А. Бернштейн), совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и во времени; умело уравновешивать свое тело в различных условиях, улучшать прыгучесть и скорость выполнения отдельных двигательных действий.
Специалистами обращается внимание на взаимосвязь проявлений ловкости с уровнем развития скоростных качеств детей.
Н.А. Фомин, В.П. Филин считают, что на начальном этапе подготовки особое внимание должно быть уделено развитию ловкости, создающей основу для успешного овладения сложными в координационном отношении действиями на последующих этапах многолетней спортивной тренировки.
Успешность тестирования координационных способностей во многом зависит от выбора контрольных упражнений. Теория стандартизации тестов предполагает перед практическим применением упражнений необходимость анализа их на информативность, надежность и объективность.
- Лекция 1. Т и мфк как научная и учебная дисциплина содержание
- 1. Предмет и основные понятия т и мфк
- 2. Цель и задачи физического воспитания
- 3. Принципы системы физического воспитания
- 4. Функции физической культуры и ее функциональные связи
- 5. Методы исследования в теории и практике физической культуры
- Лекция 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
- 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества
- Методы воспитания
- 1.Убежде-ние
- Лекция 3. Основные стороны и принципы методики Физического воспитания
- 3.1. Основные принципы физического воспитания
- 2. Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания
- Лекция 4. Средства физического воспитания Содержание
- 1. Средства физического воспитания
- 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Направления воздействия физических упражнений на человека
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Обучение технике двигательных действий (по л.П. Матвееву)
- Вспомогательные
- 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
- Лекция 5. Методы физического воспитания
- 1. Общая характеристика методов физического воспитания
- Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
- 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты
- Лекция 6. Общие основы обучения двигательным действиям содержание
- 1. Основы обучения двигательным действиям
- 2. Основы формирования двигательного навыка
- Лекция 7. Характеристика двигательных (физических) качеств Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Основные закономерности развития физических качеств
- 3. Общие механизмы развития физических качеств
- Лекция 8. Физиологическая характеристика мышечной силы Содержание
- 1. Общие понятия физического качества «сила».
- 2. Виды силы, измерение показателей силы
- 3. Средства воспитания силы
- 4. Методы силовой тренировки
- 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
- 6. Методы измерения силы
- Лекция 9. Скорость и быстрота движений. Их резервы и тренировка Содержание
- Общие основы быстроты
- 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
- 3. Возрастные особенности развития быстроты
- 4. Измерение быстроты движений
- 5. Скорость и скоростно-силовые качества
- 6. Скоростная подготовка
- Лекция 10. Выносливость. Физиологические механизмы развития и методы тренировки
- Физиологические механизмы развития выносливости
- 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
- Качественные и количественные характеристики различных биоэнергетических механизмов спортивной работоспособности
- 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
- 4. Методы развития выносливости
- Комплексный метод (комплексное использование всех методов при большом разнообразии средств). Этот метод является наиболее "мягким" и происходит в условиях аэробно-анаэробного режима.
- 5. Методы измерения выносливости
- Лекция 11. Ловкость и координационные способности. Методы их тренировки Содержание
- 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
- 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
- 3. Методика воспитания координации
- 4. Возрастные особенности развития координации
- 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
- Лекция 12. Гибкость и основы методики ее воспитания Содержание
- 1. Общие понятия
- 2. Средства и методы воспитания гибкости
- 3. Методы измерения и оценки гибкости
- Лекция 13. Актуальные проблемы современной системы спортивной тренировки Содержание
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- 2. Сущность спорта и его основные понятия
- 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
- 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
- Лекция 14. Основные аспекты спортивной тренировки Содержание
- 1. Цель и задачи спортивной тренировки
- 2. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
- 3. Методы спортивной тренировки
- 4. Принципы спортивной тренировки